В 2020 году в Калининграде должен открыться новый федеральный вуз — Высшая школа театрального и музыкального искусства. Согласно плану властей, учебное заведение начнёт работу без собственных помещений, а в 2023 году переедет на Остров, где сейчас идёт строительство культурного комплекса с филиалами Большого театра, Третьяковской галереи и Эрмитажа. О том, кого, чему и зачем обучать в новом творческом вузе, говорили на Совете по культуре при губернаторе региона, который прошёл 20 мая.
Высшая школа театрального и музыкального искусства — это сетевой вуз, который намерены создать федеральные власти. Его ядро планируется организовать в Калининграде на базе будущего культурного центра на Острове. Филиалы учебного заведения должны появиться в аналогичных культурных центрах, которые строятся во Владивостоке, Кемерово и Севастополе.
Согласно концепции, которую представил на совете министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак, в новом вузе планируется открыть следующие факультеты: исполнительский, теоретико-исполнительский, актёрского искусства и режиссуры, музыкального театра и эстрадного искусства, театра кукол, сценографии и театральной технологии, театроведческий, продюсерский, мастерства сценических постановок, программ профессионального обучения, мировой культуры, а также факультет подготовки научно-педагогических кадров дополнительного и профессионального образования. Обучаться там можно будет по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и ассистентуры (это вид последипломного образования для творческих специальностей) — как на бюджетной основе, так и на платной. Перечень специальностей глава калининградского минкульта попросил считать несколько условным, поскольку в его формировании ещё предстоит принять участие Владивостоку, Севастополю и Кемерово.
В ходе заседания директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова несколько раз подчеркнула, что в регионе нет реставраторов, а также пожаловалась на отсутствие профессиональных художников и нехватку музееведов — ни одна из этих специальностей в списке Ермака не фигурирует. «Как никто нам нужны в регионе реставраторы. Нет никаких реставраторов. Это и специалисты по камню — у нас памятников такое количество, что мы не знаем, как их реставрировать, а те, кто реставрирует их, не имеют настоящих лицензий. Реставраторов у нас в городе два-три, и они из одних контор в другие переходят. У нас в музее есть реставраторы по дереву и металлу, но их надо специально готовить и по мокрой древесине, и по бумаге. Если мы возьмем какой-нибудь маленький российский городок в центре страны, у них в музеях работают профессиональные реставраторы. У нас в музеях реставраторов нет. И мы говорили об этом, когда обсуждали концепцию», — заявила Сивкова.
Руководителя Высшей школы театрального и музыкального искусства власти думают искать на всероссийском конкурсе, чтобы фигура эта была «максимально значимой и статусной». К преподаванию в будущем вузе планируют привлечь как калининградских специалистов, так и иногородних. «Основная идея заключается в том, чтобы совместить два подхода, — подчеркнул Андрей Ермак. — С одной стороны, максимально использовать местные кадры, которых у нас достаточное большое количество. Есть сотрудники учреждений культуры, которые имеют огромный опыт и достаточно высокий уровень компетенции. Они могли бы стать преподавателями этого вуза, работать там по совместительству и полностью перейти и делиться своим опытом с подрастающим поколением. С другой стороны, рассматривается вариант, особенно на начальном этапе, приглашения преподавателей из других городов России, для чего предполагается создать необходимые бытовые условия. Все эти вопросы будут рассматриваться после того, как будет проведен конкурс и назначен руководитель Высшей школы театрального и музыкального искусства».
Ректор БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев обратил внимание на серьёзность кадрового вопроса. По его словам, 15 лет назад университет пробовал создать факультет изобразительного искусства, но в Калининграде это оказалось практически невозможным из-за отсутствия специалистов. «90% людей надо приглашать», — уверен Клемешев. Также глава БФУ напомнил региональным властям, что содержание большого числа факультетов — это дорогостоящее удовольствие, а творческие направления всегда требуют особенно крупных вложений, потому что им нужна ресурсная база. Самому БФУ, несмотря на федеральное финансирование, порой приходится закрывать те или иные программы.
Начать работу Высшая школа театрального и музыкального искусства должна уже в 2020 году (это обстоятельство Андрей Клемешев и вовсе назвал невозможным, поскольку все вузы уже получили контрольные цифры приёма на будущий год). Андрей Ермак заверил, что учебное заведение начнёт свою работу в заявленный срок, просто будет функционировать очень камерно. «Скорее всего, это будет некая переходная форма, как сейчас функционирует филиал Центральной музыкальной школы или Московской академии хореографии. Пока у них нет своих помещений, но, тем не менее, набор своих студентов они начинают осуществлять. Если я не ошибаюсь, Центральная музыкальная школа — это 27 человек, Академия хореографии порядка семи человек набрали сейчас (детей в возрасте 6-10 лет — прим. „Нового Калининграда“). В таком контексте он [вуз] будет существовать до появления помещений», — уверен руководитель минкульттуризма.
По планам властей в 2023 году Высшая школа театрального и музыкального искусств (или просто Высшей школе искусств, название ещё обсуждается и зависит от спектра направлений подготовки) должна въехать в центр на Острове. К этому времени там должны обучаться около 150 человек — не только калининградцев, но и жителей северо-запада страны, а также иностранцев. Власти уверены, что Калининград привлекать абитуриентов своим географическим положением и относительной дешевизной. «Москва и Петербург — сумасшедший конкурс на одно место, дороговизна жизни, — считает Андрей Ермак. — Калининград может предложить более комфортные условия для абитуриентов. Именно поэтому ориентация [Высшей школы] направлена на близлежащие территории. Один из аспектов, который специально подчёркивали, — это иностранные студенты, которые по каким-то причинам не могут поступить в Москву или Санкт-Петербург, и Калининград для них является более комфортным местом».
Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград», изображение проекта культурного центра на Острове предоставлено правительством региона.