На этой неделе ФСБ отчиталась о задержании в Калининграде местного жителя, который якобы был недоволен введенными властями антикоронавирусными мерами и собирался устроить взрыв на подстанции «Северная». Это уже далеко не первый случай, когда силовые ведомства заявляют о том, что калининградцы планируют что-нибудь взорвать или склоняют к этому других. В последние несколько лет в регионе, согласно официальной статистике, растет число выявленных преступлений «террористической направленности». «Новый Калининград» решил вспомнить некоторые из них.
Со ссылкой на статистику Генпрокуратуры РФ в 2018 году сообщалось, что в Калининградской области увеличилось число зарегистрированных преступлений террористического характера. Если в 2015 году было зафиксировано всего 4 таких преступления, то в 2017 — уже 21. В 2018 году сотрудники правоохранительных органов зарегистрировали 5 преступлений террористической направленности. В 2020 году их количество в регионе снова выросло: только в первом полугодии было зарегистрировано 11 преступлений террористического характера, что на 83,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В марте 2018 года жительницу Калининградской области приговорили к 5 годам колонии-поселения за финансирование запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Сотрудники ФСБ выяснили, что калининградка перевела участнице «Исламского государства» 60 тыс. рублей. По данным ведомства, получательница денег помогала раненым и больным боевикам в Сирии, что, согласно законодательству РФ, приравнивается к участию в террористической деятельности.
Спустя месяц в областном центре были задержаны восемь выходцев из республик Средней Азии, подозреваемых в причастности к деятельности запрещенного в России террористического сообщества «Джамаат Таухид валь-Джихад», являющегося структурным подразделением «Исламского государства». В ФСБ заявили, что задержанные занимались вербовкой калининградцев в закрытых каналах в мессенджерах и «поддерживали контакт с непосредственными участниками незаконных вооруженных формирований». В изъятых у задержанных компьютерах и мобильных телефонах силовики обнаружили файлы, «содержащие пропагандистские видеоматериалы террористов», и банковские карты, «возможно, используемые в преступной деятельности». Также, по данным ведомства, часть задержанных поддерживала связь с иностранцем, «выехавшим в 2016 году с территории Калининградской области в Сирию для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций».
А летом того же 2018 года в Калининграде задержали еще девять человек, подозреваемых в террористической деятельности. По оперативным данным, они также занимались вербовкой калининградцев для «Исламского государства». В результате двое граждан РФ даже выехали в Сирию для участия в боевых действиях на стороне боевиков, говорилось в сообщении ведомства. В ФСБ сообщали, что у задержанных изъяли огнестрельное, травматическое оружие и гранату. Впоследствии, по данным источника «Нового Калининграда», несколько человек из числа задержанных отпустили. Это отчасти соответствует заявлению УФСБ, которое сообщило, что дела были заведены только на четверых подозреваемых, а пятерых мусульман силовики собирались проверить на причастность к преступлениям.
Примерно тогда же еще одного калининградца заподозрили в помощи террористам, правда в ФСБ не уточнили, идет ли речь о вербовке или о публичных призывах к совершению терактов. Также мужчине вменили незаконный оборот взрывных устройств. Никаких подробностей по данному делу, кроме уголовных статей, в ведомстве «публичить» не стали.
В июле 2020 года ФСБ опять сообщило о том, что в Калининграде задержаны четверо вербовщиков запрещенной в РФ международной террористической организации «Катиба Таухид валь-Джихад». Сотрудники ведомства установили, что участники преступной группы осуществляли вербовку и идеологическую подготовку трудовых мигрантов, прибывших в регион из центральной Азии, для последующей их переправки в зону боевых действий. В ходе обыска в квартире, где проживали задержанные, были найдены экстремистская литература, флаги и атрибутика террористической организации.
В тот же месяц УФСБ возбудило уголовное дело в отношении калининградца по признакам состава преступления «Содействие террористической деятельности». В ведомстве сообщили, что тот неоднократно осуществлял переводы денежных средств на банковские карты лиц, причастных к финансированию «Исламского государства».
В ноябре 2020 года УФСБ возбудило уголовное дело против гражданина Киргизии. Мужчину заподозрили в том, что он не донес на знакомого, состоящего в террористической организации. По версии следствия, он знал, что его знакомый участвовал в боевых действиях на территории Сирии в составе запрещенной в РФ международной террористической организации «Джабхат ан-Нусра — Джамаат Таухид валь Джихад», и не сообщил о данном преступлении в правоохранительные органы.
О дальнейшей судьбе подозреваемых в подобных преступлениях известно становится крайне редко — обычно после сообщений о задержании ФСБ больше никакой информации по этому поводу СМИ не предоставляет. Возможно, именно поэтому к ведомству возникает столько вопросов о расследовании данных дел.
Одним из самых громких и публичных дел по террористической статье в Калининграде за последние несколько лет, пожалуй, можно назвать историю местного жителя Александра Петровского. 35-летнего таксиста задержали 5 ноября 2017 года и обвинили в призывах к терроризму, убийству полицейских и насильственному свержению власти в Калининградской области и стране. Петровский, по данным УФСБ, симпатизировал движению «Артподготовка» (признана экстремистской и запрещена на территории России) и придерживался «радикальных взглядов». К террористической деятельности, как позже установило следствие, мужчина призывал людей в закрытом Telegram-чате. В частности, следователями упоминались сообщение Петровского «Выдвигайтесь на баррикады» и фраза «коктейль Молотова». Адвокат Ростислав Куликов, представлявший интересы Петровского в суде, полагал, что цитаты были вырваны из контекста и не несли реального посыла к действиям. Он добавил, что Петровский скорее всего «пал жертвой статистики». Летом 2018 года калининградца приговорили к 2 годам колонии общего режима.
Осенью 2018-го суд вынес обвинительный приговор жителю Калининграда, который собирался совершить взрыв в здании суда. По данным регионального УФСБ, будучи подозреваемым по уголовному делу, мужчина собирался сделать взрывное устройство, а затем привести его в действие в зале суда во время рассмотрения своего дела. Отмечалось, что таким образом калининградец собирался привлечь внимание СМИ и повлиять на суд.
Дома у мужчины во время обыска нашли «химические вещества, предметы, поражающие элементы и специальную литературу, в которой рассказывалось, как изготовить самодельные взрывные устройства». В УФСБ отмечали, что мужчина обладал «достаточными навыками по синтезу взрывчатых соединений и приготовлению взрывчатых смесей из подручных материалов», поскольку учился в профильном вузе по специальности «химик-органик». Причем следствие установило, что калининградец неоднократно изготавливал самодельные бомбы, которые испытывал в лесу и фиксировал это на видео. «Химика» приговорили к 5 годам лишения свободы в колонии строго режима. Верховный суд оставил приговор в силе.
Под преступлениями «террористического характера» подразумевается в том числе и «публичное оправдание терроризма», то есть, например, публикации в соцсетях постов про смертников, а также лайки и репосты подобных сообщений.
Весной 2019 года суд оштрафовал калининградского анархиста Вячеслава Лукичева на 300 тыс. рублей за оправдание терроризма в интернете. Региональное УФСБ и суд установили, что Лукичев разместил в Telegram-канале «Прометей» нарушающий закон текст о поступке анархо-коммуниста Михаила Жлобицкого, устроившего в здании УФСБ в Архангельске теракт. Лукичев в ходе следствия и во время судебного процесса признал, что именно он разместил пост в Telegram-канале, однако заметил, что содержание текста неверно интерпретировали. Несколько месяцев, пока длилось следствие, калининградец провел в СИЗО.
Спустя год, в мае 2020-го, в квартиру калининградки Людмилы Стеч ворвались силовики в масках и провели обыск. Выяснилось, что ее также обвинили в публичном оправдании терроризма из-за поста в соцсети, который и в этом случае был посвящен взрыву в архангельском УФСБ. Осенью того же года суд признал женщину виновной и приговорил к штрафу в размере 350 тыс. рублей. «В Калининграде уже несколько человек были осуждены по этой статье. И большинство были связаны с событиями в Архангельске», — подчеркнула тогда адвокат Мария Бонцлер, представлявшая интересы калининградки.
И хоть суммы штрафов в обоих описанных случаях довольно внушительные, можно сказать, что Лукичеву и Стеч «повезло», так как они избежали реального тюремного срока, который также предусмотрен инкриминируемой им статьей Уголовного кодекса.
Так, в 2018 году бывшего студента БФУ им. Канта приговорили к пяти годам лишения свободы за призывы к террористической деятельности (часть 2 205.2 УК РФ) во «ВКонтакте». Молодого человека уличили в том, что он разместил у себя на странице в соцсети видеоролик, в содержании которого ФСБ усмотрела призывы к террористической деятельности, оправданию и пропаганде терроризма. Экс-студент, по словам адвоката Михаила Чеботарева, частично признал вину, отметив, что у него на странице в соцсети действительно был размещен «сомнительный» ролик, который он позже удалил. Адвокат назвал приговор «слишком жестким».
Два года в колонии-поселении получила в 2017 году жительница Гусева, которую признали виновной в публичном оправдании терроризма и совершении действий экстремистской направленности. Как установил суд на основе данных ФСБ, еще будучи школьницей, в марте 2015 года она разместила в Facebook видеообращение, в котором призывала заняться террористической деятельностью и оправдывала терроризм. В том же 2017-ом проживающего в Калининградской области иностранца посадили на два года в колонию за размещение в Facebook видеоролика, в котором оправдывалась деятельность «Исламского государства».
В августе 2020 года в Калининграде к штрафу в 350 тыс. рублей приговорили местного жителя за поддержку произошедшего в Новой Зеландии теракта. УФСБ предоставило суду доказательства того, что мужчина разместил в социальной сети «ВКонтакте» публичное заявление о признании террористического акта, произошедшего в Новой Зеландии 15 марта 2019 года, «правильным, нуждающимся в поддержке и подражании».
Стоит отметить, что российские власти частично декриминализировали в 2018 году законодательство в части преследования за лайки и репосты. Однако это послабление не коснулось антитеррористических статей. Согласно докладу правозащитников, в 2019 году ситуация со свободой интернета в Калининградской области резко ухудшилась и регион попал в «красную зону».
Эксперты рассчитывают, что вскоре искусственный интеллект можно будет использовать для прогнозирования террористических атак, пока же региональное управление ФСБ периодически отчитывается о стандартных превентивных мерах. Например, осенью в 2019 году силовики провели рейд в калининградских ночных клубах областного центра — спецоперация была направлена на «выявление лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, а также незаконного оборота оружия и наркотиков». А минувшей осенью в регионе устроили учения по пресечению террористического акта на судне в Балтийском море. Анонсируя мероприятие, силовики обратились к калининградцам: «Убедительная просьба к гражданам сохранять спокойствие, при необходимости оказывать содействие задействованным в учении лицам».
Текст: Екатерина Медведева. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград
* ИГИЛ («Исламское государство») — запрещенная в России организация