В Калининграде поставили спектакль-прогулку об истории квартала оборонительной казармы «Кронпринц». За его фактологическую основу взято исследование местного историка Ильи Дементьева, за художественную часть отвечают режиссёр Сергей Корнющенко и писатель Сергей Михайлов. Спектакль будет идти по субботам и воскресеньям с 6 июня по 18 июля. Попасть на него можно совершенно бесплатно, только не забудьте зарегистрироваться на сайте проекта. «Новый Калининград» побывал на предпоказе, прошёл несколько километров по Грига, Аугусташтрассе, Угловой и Кёнигсэкк и теперь рассказывает, как устроено путешествие «по крутым поворотам улиц и истории». 12+
Два десятка людей толпятся у башни «Кронпринц» и вслушиваются в механический голос, звучащий из бумбоксов. Этот голос — бестелесное существо, созданное программой озвучки наподобие Siri или Google Translate. Он принадлежит всем и не принадлежит никому, он существует всегда и не существовал никогда. Голос призывает закрыть глаза и пропустить время сквозь себя — зрителям, хотя здесь уместнее сказать участникам спектакля-променада, предстоит пройти по маршруту, где «время воплощено в пространство». Проводником в нём станет дух казармы «Кронпринц» в исполнении актёра Ильи Рихтера. Он будет сопровождать нас на протяжении всего путешествия, вести от улицы к улице, станет своего рода сталкером, позволяющим пройти по закоулкам времени.
Переулок Грига. У обветшалой стены сидит на чемодане молодая женщина (вещи собраны, куда ехать? никуда, всё уже случилось). В этом чемодане, жужжат, кажется, пчёлы. Рядом разбросаны туфли — так на набережной Дуная в Будапеште теснятся чугунные туфельки, ботинки и сапоги в память о массовых расстрелах евреев во времена Второй мировой. «Я родилась в Кёнигсберге 5 апреля 1909 года, жила с родителями в доме номер девять по улице Аугусташтрассе и погибла вместе с ними 30 августа 1944 года во время очередного налёта англичан, — произносит девушка. — Дом стоял как раз на этом месте. Его разнесло прямым попаданием. Дело было ночью. Мы просто ничего не поняли. Мне было 35 лет, это совсем немного, но если пересчитать, получится почти 13 тысяч дней. И это очень много. Ведь каждый день что-то происходит. Каждый день со мной что-то происходило. Наверное, ни дня не было без какого-нибудь хотя бы самого маленького и незначительного события. Значит, 13 тысяч событий. Много, много, грех жаловаться. И все они сейчас со мной. Больше ни с кем, конечно». Эта женщина — биолог из Кёнигсберга Элзбет Вихерт (актриса Елена Лямина). Она рассказывает о своей жизни в городе: о том, по каким улицам ходила в школу, о мужчине, которому так и не призналась в чувствах, об изучении пчёл в Кёнигсбергском университете — частную историю не отделить от всеобщей.
Время от времени её голос заглушают проезжающие мимо машины. Водители притормаживают на повороте, вглядываются в толпу людей и девушку на жужжащем чемодане. Всё, что попадает в наше поле зрения во время спектакля, немедленно становится его частью. Случайные вторжения кажутся срежиcсированными. Так, во время монолога Элзбет Вихерт откуда-то завоет сирена скорой или пожарной машины, но невозможно будет в первые доли секунды не подумать про воздушный налёт. Ткань спектакля вбирает в себя городские пейзажи, звуки, разговоры прохожих, ковыляние автомобилей по брусчатке. Улицы оживают и начинают говорить флешбэками из многослойной истории этих мест. Мы прощаемся с Элзберт Вихерт и идём к обер-лицею имени Гёте, где она училась около ста лет назад. Это здание снесли в 2018 году, сейчас на его месте — пустырь, заключённый в сине-белый строительный забор. Путь к нему лежит мимо знаменитой бани на Грига, кафе «Уралочка» с непрекращающимися свадьбами и поминками, таксопарка и растянутого на его фасаде баннера «Поздравляем с праздником Великой Победы!». Уже знакомый бесплотный голос предлагает обернуться: Элзбет Вихерт машет нам на прощание, её заслоняют прохожие и машины, и женщина снова исчезает навсегда.
Спектакль-променад «Маршрутами „Кронпринца“» создан по мотивам исследования историка Ильи Дементьева «История квартала оборонительной казармы „Кронпринц“ в Калининграде». Оно проводилось в рамках международного проекта #R089 UrbCulturalPlanning «Культурное проектирование как метод городских социальных инноваций», реализуемого Государственным центром современного искусства с 2019 года. Это исследование рассказывает о немецком и советском прошлом бывшего района Росгартен — белого пятна на карте Калининграда. Этот квартал обходят стороной историки, городские власти и туристы, особого интереса он не вызывает и у самих горожан: типовая советская застройка, куча шиномонтажек, безымянные хозяйственные блоки и вдруг — краснокирпичная казарма середины XIX века, в башне которой до недавнего времени располагался местный филиал ГЦСИ.
На основе исследования поэт и прозаик Сергей Михайлов написал художественный текст, объединив как известные, так и неочевидные сюжеты из истории района. Его героями стали прежние жители Росгартена: уже упомянутая биолог Элзбет Вихерт, немецкая писательница Мария Бернхард, работавшая под мужским псевдонимом Бернхард Фрай, афронемецкий музыкант, дирижёр военного оркестра в первом гренадёрском полку «Кронпринц» Густав Сабак эль Хер, художница и скульптор Кете Кольвиц, советский фантаст Сергей Снегов. «У нас не было задачи в точности воспроизвести научный текст, — поясняет Сергей Михайлов. — Важно было увидеть в этом научном тексте живых людей, добавить ему эмоцию, и мы с режиссёром Сергеем Корнющенко выбрали пять персонажей, которые могли бы о себе что-то рассказать. В исследовании об этих людях содержится совсем немного информации за исключением Кете Кольвиц и Сергея Снегова, поэтому необходимо было придумать их историю, дофантазировать. С одной стороны, это давало авторскую свободу. С другой, не избавляло от отвественности перед умершими. Мне кажется, мы не особенно погрешили. Это другие люди, но это тоже люди. Мы знаем, что Элзберт Вихерт занималась зрением пчёл, у неё были публикации на эту тему, но что происходило с ней самой как с человеком, мы не знаем. Не знаем, чем она жила, кого любила, у неё даже прочерк на дате смерти».
Создатели спектакля определяют променад «Маршрутами „Кронпринца“» именно как мокьюментари, псевдодокументалистику. С прошлым они работают прежде всего как с живой тканью современности, пытаются обнаружить уцелевшую историю в сегодняшнем городе, услышать прошлое, чтобы лучше ориентироваться в настоящем. И формат спектакля-променада — двухчасовой прогулки по окрестностям — позволяет это как никакой другой. Голос из бумбокса указывает путь, просит быть внимательным на пешеходных переходах и ведёт зрителей от одного бывшего жителя Росгартена к другому. Он выхватывает невидимые глазу детали городского ландшафта, находит неизведанные даже коренными калининградцами закутки. Жители таких дворов недоумённо выглядывают из окон, рассматривают толпу незнакомцев, вслушиваются в рассказ и, кажется, сами не понимают, что интересного мы здесь нашли. Ну потёртый временем дом, обвалилась штукатурка, сушатся ковры у детской площадки, рядом — то ли уже снесённый, то ли ещё не начавший строиться дом. Однако происходящее с участниками спектакля-прогулки позволяет вырваться за пределы будничного содержания привычных пространств, попасть в некое потустороннее измерение. «Параллельные улицы и параллельная история, — подсказывает голос-автоматон, — Петли нашего маршрута — петли времени».
Спектакль «Маршрутами „Кронпринца“» ни в коем случае не переписывает политическую историю, но всё же оставляет себе право досочинить судьбы и мысли бывших жителей Кёнигсберга и Калининграда, вытянуть их из забвения и подарить голоса. Конечно, художественные воспоминания не поддаются верификации, но они дают возможность понять город гораздо глубже, чем кружки и столбики статистики. Искренность памяти оказывается здесь куда важнее, чем точные даты рождений и смертей, она населяет город многоголосьем тех, кто жил в нём и любил его. «Я слышу их: Элзбет Вихерт, Кете Кольвиц, Сергея Снегова, Марию Бернхард, многих других, уже не раздираемых противоречиями, не тревожимых какофонией жизни. И среди них я наконец слышу самого себя. Возможно, это я сам и есть — единое целое, воссоединённое, гармоничное многоголосие», — доносится голос из бумбокса.