Планы по реконструкции улицы Ломоносова, которая связывает улицу Борзова и Советский проспект, а далее проходит до улицы Белорусской, обсуждают без малого десять лет. В этом году дорога буквально стала рассыпаться. Автомобилистам приходится либо в нарушение ПДД выезжать на встречную полосу, либо пользоваться альтернативным маршрутом. «Новый Калининград» рассказывает, как планировали реконструировать улицу и почему до сих пор не приступили к работам.
В августе 2011 года в горадминистрации объявили, что на реконструкцию улицы Ломоносова выделяется 72 миллиона рублей. Сергей Мельников, исполнявший на тот момент обязанности главы комитета городского хозяйства, сообщил, что проект предусматривает практически новое строительство. Предполагалось, что ширина проезжей части составит 7,5 метра, вдоль улицы появятся тротуары и освещение. Работы планировали провести в 2011-2012 годах, но к ним так и не приступили.
В ноябре 2013 года Александр Зуев, занимавший тогда пост главы комитета муниципального имущества и земельных ресурсов, заявил, что для реконструкции потребуется изымать участки, некоторые из которых заняты самовольно. Работы по обследованию улицы планировали завершить к февралю 2014 года.
В мае 2014 года про так и не начавшуюся реконструкцию, которая позволила бы разгрузить Советский проспект при въезде в Калининград, заговорили на заседании транспортной комиссии горсовета. Депутат Александр Пятикоп сообщил, что проектировщики напортачили с проектом, а чиновники мэрии вновь его «оптимизируют». «Были „яйцеголовые“ проектировщики, которые забыли заложить в проект песок. Потом песок в проекте нашёлся, и ещё на это потратили год! Теперь я уж не знаю, в чём будет оптимизация, и снова мы в даль светлую идём», — заметил Пятикоп. Тогда чиновники заверили, что на ремонт предусмотрено 160 миллионов рублей — правда, «декларативно», так как объект не вошёл в ФЦП и деньги придётся изыскивать в городском бюджете. Работы были запланированы на 2014-2015 годы.
В проекте от 2014 года, опубликованном на сайте администрации, было указано, что асфальтобетонное покрытие разрушается «в результате длительной эксплуатации под воздействием транспортных нагрузок и природных факторов». Разрушению, как отметили специалисты, подвержено и покрытие тротуара, который есть с одной стороны дороги, но не на всей её протяжённости.
Летом 2015 года администрация выпустила постановление об изъятии для реконструкции от улицы Борзова до Советского проспекта 24 участков общей площадью порядка 600 квадратных метров. Это земли, расположенные в зоне жилой застройки, а также в садовых товариществах «Консервщик» и «Портовик». Кроме того, под изъятие попадала территория, принадлежавшая религиозной организации «Церковь «Преображение» евангельских христиан-баптистов.
Спустя три года, в конце 2018-го, занимавший пост главы Калининграда Алексей Силанов отменил это постановление в связи с окончанием срока его действия. В мэрии тогда заявили, что не смогли найти деньги на реконструкцию. В том же году улицу Ломоносова отремонтировали на участке от Советского проспекта до улицы Белорусской по программе «Безопасные и качественные дороги».
В конце 2019 года Алексей Силанов рассказал, что власти всё ещё разрабатывают проект капремонта улиц Ломоносова и Катина, но для расширения проезжей части потребуется выкупать земельные участки. «И в 2020 году мы должны отработать все земельные вопросы и по улице Катина, и по улице Ломоносова. А я хочу сказать, что это очень непросто», — констатировал чиновник.
В 2020 году, по словам местных жителей, дорогу «подлатали». По поводу проекта капремонта, который предполагалось начать с улицы Катина, Елена Дятлова — на тот момент министр развития инфраструктуры Калининградской области — сообщала, что региональные власти готовы были помочь с финансированием, но город не смог решить земельные вопросы. «Что необходимо сделать? Изъять земельные участки под красными линиями и заставить физически перенести заборы, которые построены самозахватом на участках, где должна быть автомобильная дорога. Это делать мало кто хочет, поэтому это делается через суд. Просили год, чтобы решить земельные вопросы», — отчиталась чиновница на заседании профильного комитета облдумы.
Весной 2021 года, когда жители стали жаловаться на разрушающуюся улицу Ломоносова, Елена Дятлова — теперь уже в должности сити-менеджера Калининграда, заявила, что это одна из дорог, на которых асфальт сошёл вместе со снегом, но к ней «мы пока не подступаемся», так как проект предполагает «массовое изъятие» земель. «Коллеги-дорожники сказали, что мы так изымать не будем. Конечно, строить нужно красиво, но проект плохо реализуемый. Мы будем делать всё в границах красных линий, и переделаем всё под реальную ситуацию», — приводит слова Дятловой «Комсомольская правда Калининград».
Сильнее всего улица сейчас повреждена в районе пересечения с Борзова и ближе к Советскому проспекту. В пресс-службе горадминистрации корреспонденту «Нового Калининграда» сообщили со ссылкой на директора муниципального учреждения «Городское дорожное строительство и ремонт» Дмитрия Майорова, что в ближайшее время устранят «аварийную ситуацию». К ямочному ремонту дорожники должны приступить со следующей недели. «Параллельно мы занимаемся проектом по переулку Ломоносова и самой улице Ломоносова. Я думаю, при финансировании мы в этом году найдём подрядчика, который займётся проектом», — добавил Майоров.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград