В Башне Врангеля в Калининграде планируют открыть музей с офисами, коворкингом и буфетом на крыше. Проект приспособления объекта «для современного использования под музей» прошёл историко-культурную экспертизу. «Новый Калининград» изучил документ и рассказывает, что власти планируют делать с историческим памятником сейчас, что пытались сделать раньше и при чём здесь концепция Артура Сарница, разработанная в 2016 году.
Башню Врангеля, получившую своё имя в честь прусского генерал-фельдмаршала, построили в Кёнигсберге в середине XIX века, она является «фортификационным близнецом» Башни Дона, в которой сегодня расположен Музей янтаря (теперь музей распоряжается обеими башнями). Диаметр башни — 34 метра, высота — 12 метров, толщина кирпичных стен достигает 1,65 метра. Отдельные детали стен выполнены из гранита, им же облицована цокольная часть. После войны башню использовали под склады, затем здесь долгое время размещались ресторан и антикварный магазин, пока в 2010-х годах власти не решили забрать памятник федерального значения у арендаторов. После нескольких десятков судебных заседаний им это удалось, и на воротах Башни Врангеля зимой 2015 года появился замок.
В 2016 году, вскоре после передачи памятника Музею янтаря, в мастерской Артура Сарница подготовили концепцию нового музея и развития территории вокруг. В самой башне планировали разместить палеонтологический музей, на крыше — террасу с кафе, а внутренний дворик предлагалось накрыть стеклянным куполом. Также авторы концепции предложили реконструировать лодочную станцию и использовать ров для водных прогулок, а в «каштановом парке» за башней — обустроить прогулочные дорожки и поставить 11 скульптур динозавров в натуральную величину.
Концепция Артура Сарница
Реставрировать памятник планировалось за деньги инвестора, и летом 2016 года, за несколько дней до ухода Николая Цуканова с поста губернатора, глава Калининграда Александр Ярошук заявил, что такой инвестор найден. Год спустя директор Музея янтаря Татьяна Суворова рассказала, что реставрацией и последующей эксплуатацией памятника должен был заняться глава администрации Янтарного Алексей Заливатский. «Нам не разрешалось делать в этой башне ничего, потому что был определен в качестве инвестора Алексей Заливатский, глава администрации Янтарного. Предполагалось, что мы сдаем башню ему в аренду, и была разработана дорожная карта, план действий. На основании этого плана действий мы должны были объявить конкурс на сдачу в аренду, но тут поменялась власть в области. Это был один из вариантов. Предполагалось, что второй этаж башни, подвал и одна скатная галерея, они будут потом переданы Музею янтаря по договору совместной деятельности», — сообщила Суворова.
Осенью 2016 года кресло главы Калининградской области занял Антон Алиханов, у которого оказались свои взгляды на развитие города, реставрацию памятников и поиск инвесторов для них. «С динозаврами — это что-то, конечно, за гранью добра и зла», — высказал своё мнение о концепции Артура Сарница новый глава области. Ни музей коньяка, ни музей русского оружия в Башне Врангеля (а были и такие идеи) тоже не получили одобрения нового главы региона.
Он признал, что денег на восстановление башни у региона нет, так что нужен инвестор, но к этому инвестору врио губернатора выдвинул отдельные требования. «Есть интересант. Их было много. Но весь вопрос в цене, что они будут требовать взамен. Нам бы хотелось найти людей, которые меньше будут думать о деньгах, но больше об истории, в том числе об их имени в истории. Этот объект теперь принадлежит Музею янтаря. Там два этажа, и теперь вопрос в том, чтобы отдать часть какой-то территории этому самому инвестору. Это не бар-ресторан, а с музейной тематикой хоть как-то должен соотноситься. При я не говорю, что там должен быть музей-музей. Понятно, что часть объекта должна быть отдана под музей. Какая-то часть меньшая, которая будет генерировать деньги. Те претенденты, которые были раньше, мне они не сильно нравятся», — прокомментировал он судьбу объекта после первого заседания обновленного Совета по культуре в декабре 2016-го.
Интересно, что подобный инвестор был — меценат, глава фонда «Развитие благотворительных программ» Евгений Татузов договаривался о создании «объекта уровня Янтарной комнаты» в Башне Врангеля ещё с Николаем Цукановым. Однако Антон Алиханов к этой идее интереса не проявил. В октябре во время первого экономического форума янтарной промышленности в Светлогорске ему представили концепцию создания в башне Янтарных палат. Но дальше презентации дело так и не пошло. «Глава региона передал наш вопрос своим замам, в частности врио вице-премьера Гарри Гольдману, и с октября по настоящее время дальше „посидели, потрындели, разошлись“ дело не идёт. Пишу ему письма, прошу хоть какую-то ясность, да всё как в „чёрную дыру“ — ни ответа, ни привета», — рассказывал Татузов.
Гарри Гольдман утверждал, что схема сотрудничества, предложенная Татузовым (она подразумевала трёхстороннее соглашение с Янтарным комбинатом о скидках на сырьё), сомнительна: «У нас уже есть несколько групп инвесторов, которые хотят ее восстановить, запустить в музейный оборот. Там будет музей. Частный. Янтаря в том числе. С Татузовым мы несколько раз общались. У него есть специфика его предложения. Если он по-честному все расскажет, то там не все так просто. Откуда он будет брать сырье, по какой цене. У него есть очень много пожеланий, которые не все зависят от правительства Калининградской области. Вызывают уважение те шедевры, которые он показывает, но с какой стороны он хочет подойти к их созданию, вызывают вопросы. Со своей стороны отмечу, что на первом этаже все-таки будет музей янтаря, янтарная экспозиция, экскурсоводы будут с Музея янтаря, а на втором этаже тоже музей, но тот, который хочет инвестор. Что хочет инвестор, я знаю, но в эфир выдавать не буду».
Вскоре после этого заявления власти обязали Музей янтаря подготовить Башню Врангеля для сдачи в аренду. Проведённая оценка показала, что аренда памятника обойдётся потенциальному инвестору в 400 рублей за квадратный метр, рассказывала директор Музея янтаря Татьяна Суворова. Гарри Гольдмана такой вариант не устроил, и он предложил подождать, пока будет принят закон, позволяющий сдавать памятники культуры, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, «за один рубль». По словам Суворовой, вариант реставрации памятника и создания на его площадях полноценного филиала Музея янтаря без передачи здания в аренду был властями проигнорирован.
В аренду Башню Врангеля так и не сдали — ни за рубль, ни за сколько-нибудь ещё. В конце 2018 года на горизонте вновь появились динозавры — Татьяна Суворова заявила, что палеонтологический центр в башне планируют открыть летом 2019-го. «Мы даже думаем, что в башне Врангеля не лишним будет показать эпоху гигантских животных. Таких как динозавры, бронтозавры, ихтиозавры. Для палеонтологического центра эта тема актуальная, потому что эта эпоха предшествует эпохе образования янтаря», — отметила Суворова.
К лету в башне ничего не открылось. Зато Антон Алиханов пообещал выделить деньги на восстановление памятника в 2020 году. А Гарри Гольдман заявил, что «внутри будут кластерные всякие вещи». Он добавил, что планируется «большой проект» по приспособлению памятника, но когда он будет реализован, сказать в правительстве никто не смог.
В декабре правительство одобрило концепцию использования Башни Врангеля для развития Янтарного кластера. От открытия музея власти палеонтологии тоже решили не отказываться. Рабочее проектирование планировали начать в 2020 году.
Через полгода Калининградский янтарный комбинат подтвердил намерение создать в башне «коворкинг-пространство для дизайнеров, проектировщиков и разработчиков новых видов готовой продукции из янтаря». Правда, оказалось, что власти и комбинат так и не решили, кто и как будет финансировать этот проект и восстановление памятника.
Тем временем, в Музее янтаря сменился директор. Новая глава учреждения Светлана Загребина отказалась рассказывать о планах на Башню Врангеля. «Концепция башни Врангеля сейчас разрабатывается, идёт оформление определённых документов, и тут я бы хотела сохранить интригу», — сообщила она в интервью «Новому Калининграду».
Деньги на башню — 10,5 млн рублей — нашлись в ноябре 2020 года. Одновременно с этим событием у памятника обрушилась часть стены. Её оперативно законсервировали и пообещали, что скоро начнутся полноценные работы по восстановлению объекта культурного наследия. Разработкой проекта занялась компания «Лестер», снизившая стоимость контракта до 7,85 млн рублей. Эта же фирма занималась реставрацией танка Т-34 на улице Соммера в Калининграде, вела строительный и технический надзор при реконструкции дома художника Ловиса Коринта в Гвардейске, разрабатывала проект реконструкции «Дома звёздного неба» в Зеленоградске и проект капремонта бывшего Еврейского сиротского приюта на ул. Октябрьской.
Через месяц правительство Калининградской области выделило 152 млн рублей на «приспособление Башни Врангеля для современного использования под музей». Работы планировали провести в 2021 — 2023 годах.
Прошедший историко-культурную экспертизу проект предусматривает сохранение внешнего облика здания, восстановление утраченной кирпичной кладки, раскрытие заложенных оконных и дверных проёмов, ремонт трещин, замену окон и прочие восстановительные работы. «Учитывая историческую функцию места, предлагается приведение объекта культурного наследия и прилегающей территории к историческому виду на основании историко- архитектурных исследований, без изменений архитектурных особенностей, построенного 1859 году сооружения башни и прилегающей территории», — указано в документе.
На цокольном этаже планируется разместить выставочное помещение, вестибюль, хранилище, на первом этаже — коворкинг, выставочное помещение, офисы, конференц-зал, шоурум. Офисы и выставочное пространство также должны появиться на втором этаже. Крышу отдают под подсобные помещения и буфет. Внутренний двор проектировщики накрыли стеклянным куполом, а внутри здания предусмотрели устройство лифта.
«Общее композиционное решение здания характеризуется неоготическом стилем, все работы по приспособления здания производятся с сохранением существующих архитектурных элементов. Наружная отделка здания выполнена в следующих материалах: — кирпич, песчаник, блоки из гранита. Кровля здания — мягкая из наплавляемого рубероида на битумной мастике», — говорится в проекте.
Изображения в документе совпадают с концепцией Артура Сарница, представленной в 2016 году. Той самой, которую Антон Алиханов назвал «за гранью добра и зла». Директор компании «Лестер» Роман Гудков подтвердил, что разработка проектной документации велась на основе этой концепции. «У заказчика было задание, проект разрабатывался по утверждённой концепции. У Сарница была архитектурная часть, просто картинка. Она была взята за основу», — пояснил он.
Впрочем, от динозавров в натуральную величину в парке за башней власти, похоже, решили избавиться. На разработку проекта благоустройства «каштанового парка» администрация Калининграда летом 2021 года выделила 7 млн рублей. Контракт получила компания экс-главного архитектора области Александра Башина «Балтситисервис», снизившая начальную сумму на 10 рублей. Власти Калининграда рассчитывают, что благоустройство парковой зоны начнется в 2022 году.
В Музее янтаря не смогли оперативно ответить на вопросы «Нового Калининграда», в региональном министерстве культуры и туризма обещали предоставить комментарий позднее.