Избирательный COVID: как Музейная ночь стала праздником для одних и проблемой для других

15.05.2021 16:09 3

Избирательный COVID: как Музейная ночь стала праздником для одних и проблемой для других

Музейная ночь вернулась в Калининград после затянувшейся коронавирусной паузы. В этом году её позволили провести оффлайн, пусть и с ограничениями для одних и вседозволенностью для других. «Новый Калининград» отправился в традиционное ночное путешествие по музеям и делится впечатлениями.

Коронавирус, кажется, не умеет перешагивать порог Кафедрального собора. Зал здесь набит битком, о разрешённой рассадке в 70 процентов как будто и не слышали, а добрая треть зрителей даже не старается изобразить, что носит медицинскую маску. Со сцены губернатор Антон Алиханов хвастается майскими туристическими рекордами и убаюкивает людей рассказами о вакцинах: берегите здоровье, хотя вакцин у нас много — и «Спутник V» есть, и «ЭпиВакКорона», кстати, приглашаю всех сделать прививку. В заполнённом до краёв зале всё это звучит довольно цинично. «Хорошего всем вечера. Спасибо, что пришли», — заканчивает свою речь на открытии Музейной ночи глава региона. И это кажется почти медведевской классикой: «Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!».

Отдуваться за всё происходящее приходится министру по культуре и туризму Андрею Ермаку. Именно он выходит к журналистам, губернатор эту возможность традиционно игнорирует. «Антон Андреевич сказал [со сцены], что нужно надевать маски, нужно держать социальную дистанцию, а сейчас в течение концерта об этом будут говорить несколько раз, чтобы всё-таки люди надевали маски внутри помещения, — объясняется чиновник. — Я, честно говоря, не вижу механизма, как бороться с этим. Можно, конечно, светить лазером в лицо как в театрах и выводить из зала, но, боюсь, это не совсем правильное поведение». Бороться с нарушителями коронавирусного спокойствия действительно придумали нестандартно. Уже в день проведения Музейной ночи (простите за оксюморон) зоопарку и Музею янтаря запретили проводить концерты на открытом воздухе (в зоопарке должен был выступить Калининградский областной симфонический оркестр под управлением Аркадия Фельдмана, в Музее янтаря — местные кавер-группы). Логика Роспотребнадзора, по словам Андрея Ермака, предельно проста: количество людей в помещении можно контролировать, а на открытой территории — нет. С практикой эта теория вяжется мало. Доказательство тому — жмущиеся друг к другу зрители в Кафедральном соборе и чётко организованный вход на земляной вал Музея янтаря, где планировался опен-эйр.

Из-за эпидемической ситуации в этом году решили отменить и традиционные автобусы, курсирующие по музейному кольцу. Добираться до каждого пункта маршрута люди должны самостоятельно: пешком, на городском транспорте, на машине — решайте сами, как вам больше нравится. Ещё один способ — поехать с Андреем Ермаком в качестве экскурсовода на ретроавтобусе, но воспользоваться им смогли только победители конкурса, который устраивала «Фестивальная дирекция» в инстаграме. Надо сказать, это не единственный интерактив, который провела дирекция в рамках Музейной ночи. В главный квест сыграли все покупатели 1500 единых билетов. На этот раз мало было сделать покупку на сайте акции, нужно ещё дойти до туристического инфоцентра с паспортом и подтверждением оплаты и только там получить реальный билет, по которому можно попасть в музеи (привет, 2021 год и Apple Pay). Делалось, это, конечно, для защиты от разного рода мошенников.

Впрочем, вернёмся к музейному маршруту. Вместе с министром отправляемся на следующую точку — в музей компьютерных игр «Bit’и’Pixel», изгнанный с Правой набережной и переехавший на Ялтинскую. Сегодня первый день его работы на новом месте. Владелец Алексей Фёдоров извиняется: только открылись, ещё не всё готово, многое надо доделать и переделать. В полумраке моргают экраны с человечком Марио, синим ежом Соником и черепашками ниндзя. Всего здесь несколько десятков игровых консолей — от популярных в 1970-е годы до вполне себе современных — в общем, всё то, что было на Правой набережной, только теперь, к сожалению, без вида на реку и порт. По словам владельцев, найти новое помещение было очень непросто, поскольку требовалось пространство не только для ретромузея, но и для клуба, который также выселили с Правой набережной этой весной. «Мы бы хотели, чтобы музей и клуб находились рядом. У нас были мероприятия, объединяющие оба пространства, и мы бы хотели сохранить эту фишку. Тем более что музей — это некоммерческая история, он сам себя не окупает», — рассказывал «Новому Калининграду» Алексей Фёдоров. Пока что клуб отгорожен от основного пространства, но его обещают открыть уже в конце мая.

С Ялтинской едем в Музей янтаря. По плану здесь — открытие земляного вала — пространства между башней Дона и набережной Верхнего озера, которое наконец-то отважился освоить музей. Обещали стритфуд и концерты под открытым небом, но после выхолащивания программы Роспотребнадзором остались только вагончики с кофе и уличной едой. Ну и приятный бонус — вид на Верхнее озеро с непривычного ракурса. Нон-стопом ведущий пытается что-то шутить в микрофон. Ему не позавидуешь — планировались три часа живой музыки, а теперь он один крутится за всех. Вопреки логике Роспотребнадзора контролировать число людей на открытой территории оказывается очень просто: у входа на земляной вал стоят волонтёры и спрашивают билеты у всех посетителей — ровно так, как это происходит при входе в здания.

_NVR9115.jpg

В Музее Мирового океана тоже всё строго с количеством гостей на квадратный метр. Наверное, впервые в истории Музейной ночи толпа не несёт тебя волной с этажа на этаж и можно спокойно пройти по выставкам и разглядеть экспонаты, а не затылки людей. Правда, сначала надо выстоять очередь в пять десятков человек. Мы на такое не решаемся, желающих хватает и без нас, ограничиваемся прогулкой по музейной набережной. Тут главная задумка — космические проекции на борт научно-исследовательского судна «Виктор Пацаев» (если помните, 2021 год объявлен в России годом космических достижений). Показывают запуски ракет, полёт Юрия Гагарина, выход в открытый космос Алексея Леонова, встречи космонавтов на Земле. И всё это под советский синти-поп. Дети самоорганизуются в импровизированную дискотеку и с любопытством наблюдают за плясками своих теней на стенке корабля.

В Музее искусств тоже не обошлось без потерь — здесь Роспотребнадзор запретил играть спектакль «Маленький принц», зато оставил в покое все запланированные музыкальные выступления. Их устраивали в бывшем концертном зале. Зрительских кресел тут уже нет, только десяток стульев. Все они заняты, остальные гости топчутся по углам — постоят, послушают пять-десять минут и пойдут разглядывать живопись Элия Белютина и графику Марка Шагала, выставки которых сейчас проходят.

После 11 вечера у Кафедрального собора всё ещё не протолкнуться. Такое ощущение, что люди, сидевшие на открытии во время губернаторских речей, никуда не уходили, просто вышли из зала и столпились у входа. Здесь, в летнем амфитеатре, духовой коллектив Königsberg Brass Band готовится к концерту на открытом воздухе. С первыми звуками тромбонов и труб зрители обступают музыкантов всё более и более плотно. Музыка громче, аплодисменты оглушительнее — жить стало веселее. Видимо, коронавирус не только не перешагивает порог Кафедрального собора, но и вообще обходит остров Канта стороной. Остаётся только догадываться, каким правилом руководствовались региональные власти и Роспотребнадзор, хаотично опрокидывая планы одних музеев и разрешая те же самые форматы другим. Впрочем, губернатор Антон Алиханов ещё в 2016 году заявил во всеуслышание: «Я — новое правило».

_NVR9244.jpg

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В СНТ «Пчёлка» мужчина ударил случайного знакомого лопатой по лицу Россия поделилась с 13 странами тестами на коронавирус На переделку проекта ремонта кирхи в Славске нужно почти 4 млн. Ранее ремонт остановили ВОЗ уточнила ежегодное число смертей из-за нехватки физических нагрузок Житель области ранил ножом мужчину и выпрыгнул в окно

Лента публикаций