В Калининграде прошла Музейная ночь. В этом году акция была посвящена театру, ведь 2019-ый объявлен в стране Годом театра. Традиционно по музеям (и не только) отправилась и «Афиша Нового Калининграда»: танцевала у памятного знака землякам-космонавтам, ловила мумии с потолка Драмтеатра, искала кондиционер в Музее янтаря и гуляла по ночной набережной Музея Мирового океана.
Первым делом идём на спектакль-променад «Слушая город». Это новинка Музейной ночи. В основной маршрут она не входит, числится в спецпроектах наряду с велоквестом и прогулками «Народного экскурсовода». Спектакли-путешествия давно набирают обороты во всём мире. Пожалуй, самый известный — пешеходный аудиопроменад Remote X, придуманный немецким театральным коллективом Rimini Protokoll. Проект этот быстро разросся и стал сетевым — сегодня он проходит в самых разных странах и городах. В России его «играют» в Москве и Санкт-Петербурге. Проводится Remote X примерно так: группе зрителей выдают так называемые иммерсивные наушники, практически полностью отсекающие звуки вокруг и погружающие в новую аудиореальность. Участники надевают эти наушники и отправляются в путешествие по улицам города вместе с компьютерным «гидом», который подсказывает, в какую сторону идти, на что смотреть, что делать и о чем думать. Так группа людей перемещается по городу, вглядываясь в его повседневную жизнь, которая заметно преображается благодаря дополненной аудиореальности.
Аналогичным образом устроен и проект «Слушая город». Только спектакли Rimini Protokoll обычно начинаются с кладбища, а вот калининградская версия стартует куда более прозаично — с торгового центра «Европа». Голос в наушниках предлагает участникам вглядеться в стеклянные витрины магазинов, подумать о фальшивых удовольствиях и посмотреть на людей за столиками кафе, не вылезающих из смартфонов. Люди эти на самом деле поднимают головы, когда замечают чудаковатую толпу в светящихся наушниках. «Посмотри на взгляды вокруг тебя. Все думают, что мы секта», — шутит голос в наушниках. Зрители спектакля-променада, они же и его актёры, синхронно улыбаются. В торговом центре мы не задерживаемся, впереди двухчасовая прогулка по городу с танцами у памятного знака землякам-космонавтам, знакомством с кёнигсбергскими горгульями и попытками услышать дыхание заброшенных старых домов, мимо которых надо проходить очень тихо, чтобы не потревожить их сон.
После иммерсивного спектакля отправляемся на иммерсивный тур в Драмтеатр. Да, в этом году Калининград дружно выучил слово «иммерсивный». Какая-нибудь «иммерсивность» — то есть максимальное погружение в другую реальность, когда зритель участником действия и воспринимает происходящее всеми органами чувств — была неоднократно заявлена в программе Музейной ночи, но в большинстве случаев только в бумажной программке и оставалась. «Иммерсивность» в калининградском её понимании оказалась возможностью примерить шляпу от театрального костюма или посмотреть спектакль в коридоре музея.
Собственно, возвращаясь к драмтеатру. Интерактивный тур здесь проходит под руководством местных актрис. Они водят группы зрителей по разным этажам, рассказывают театральные байки, предлагают сфотографироваться в декорациях того или иного спектакля. Самый аншлаг — у декораций постановки «Чёрная кошка, белый кот»: золотой пол, рухнувшая на него люстра и целый ворох жутковато-прекрасных масок из спектакля. Их все можно потрогать, надеть, сфотографироваться, да хоть устроить в них танцы посреди фойе. В соседней комнате — импровизированный гримёрный цех и костюмерная. Люди копошатся в нарядах, тщательно выбирая себе самый-самый. Рядом гримёры рисуют усы, бороды и крутят кудри — готовят гостей Музейной ночи к настоящему (ну почти) выступлению. За одним из гримёрных столов — министр по культуре и туризму Андрей Ермак. Говорят, он хотел загримироваться в одного из героев «Трёх мушкетёров», но досталась ему роль Ромео. Пару минут, и у министра появляются тонкие чёрные усы и худенькая борода. Шекспировская трагедия с Андреем Ермаком и другими новоиспечёнными актёрами играется на малой сцене театра. В другом зале, репетиционном, готовят к показу тех самых «Трёх мушкетёров». Режиссёр просит условного Д’Артаньяна поцеловать руку Констанции, но тот упрямится, говорит, не может — пришёл с женой. Завершает прогулку по театру световое шоу и аттракцион на сцене: выключается свет, сцена начинает крутиться, изо всех углов выскакивает в ломаном танце какая-то нечисть, с потолка сваливаются реквизитные трупы, в глазах рябит от стробоскопа. Зрителям, даже визжащим, явно нравится.
В Музее янтаря пытаемся попадаем на спектакль. Какой? Конечно, иммерсивный, какой ещё. Молодые люди играют сцену из «Великого Гэтсби» в одном из залов музея, для просмотра следующей приглашают зрителей пройти пару метров на соседнюю площадку. Вот такая иммерсивность. Пунктов в сегодняшней программе Музея янтаря очень много. Большинство площадок идут именно по этому сценарию — насочинять множество никак не связанных друг с другом активностей, очень разных по качеству, и часто по качеству очень сомнительных, а не сделать что-то одно-два, но продуманное и стоящее. А вообще самым важным пунктом программы Музея янтаря явно надо было делать кондиционер. Находиться в толпе в узком помещении дольше 10 минут физически тяжело. Да и меньше тоже тяжело.
Сбегаем на набережную Музея Мирового океана, там должно быть прохладно. К тому же обещали показать на борту «Витязя» «лучшие мировые спектакли». Лучшими мировыми спектаклями по версии ММО почему-то оказываются «Дредноуты» Евгения Гришковца. Именно «Дредноуты»: заканчивается один показ, тут же начинается другой. Кто-то внимательно смотрит спектакль, кто-то сидит за столом, хрустит корюшкой и ведёт под Гришковца неторопливую беседу. Тут уже и Гришковец не особенно-то важен. Всё вокруг перестаёт напоминать Музейную ночь с её очередями, духотой, отчаянным желанием бежать, бежать, бежать куда-нибудь, поглазеть десять минут и снова бежать, ничего не упустить. Всё это есть где-то рядом — вот длинная очередь на «Витязь», вот толкаются у входа в главный корпус бесконечные зрители. А тут, у «Витязя», тишину нарушает только голос Гришковца и дёрганье рынды на корабле. И это простая и симпатичная работа с пространством, которой в городе очень не хватает, чтобы можно было прийти вечером на красивую музейную набережную, тут же купить горячий кофе или глинтвейн и посмотреть хорошее кино на открытом воздухе. Жаль, что такое освоение пространства случается только в Музейную ночь.