На территории регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, в годы Великой отечественной войны активные боевые действия не велись. Но они стали настоящей кузницей Победы, приняв и разместив у себя сотни эвакуированных из других регионов промышленных предприятий. Все они без исключения работали на нужды фронта. Ушедших на фронт мужчин у станков заменяли женщины, подростки и даже старики, передававшие мастерство молодым. Как жили регионы ПФО во время Великой Отечественной войны – в материале «sallaty.ru».
В годы Великой Отечественной войны Куйбышев, как тогда называлась Самара, получил статус запасной столицы. Осенью 1941 года по решению Госкомитета обороны сюда в срочном порядке перевезли Верховный Совет СССР, правительство и Наркомат обороны, иностранные посольства, имевшие свои резиденции в Москве, образовательные, медицинские и культурные учреждения.
В Куйбышевскую область были эвакуированы крупные предприятия из Украины, Белоруссии, Москвы, Ленинграда, Воронежа и других городов. В регионе развернулось крупнейшее производство оружия и боеприпасов. Так, легендарные штурмовики Ил-2, которые выпускал Куйбышев, обеспечили стране превосходство в воздухе. Памятник этому самолету можно увидеть сегодня в Самаре на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова.
На площади Славы находится горельеф «Скорбящей Матери-Родине», Вечный огонь и монумент Славы, созданный в честь рабочих авиационной промышленности Куйбышева, совершивших свой трудовой подвиг во время войны.
Не менее значима с исторической точки зрения самарская площадь Куйбышева. 7 ноября 1941 года здесь прошел военный парад, послуживший демонстрацией военной мощи государства для многочисленных иностранных атташе. По мнению историков, это событие определило политику союзников нацистской Германии в отношении Советского Союза в ходе первого года войны. Его итогом стал отказ Японии и Турции от вторжения в СССР. На самой большой площади Европы и поныне проходят парад Победы 9 мая и парад Памяти 7 ноября.
Здесь же, за площадью Куйбышева, находится самое крупное из ныне рассекреченных подземное сооружение времен Второй мировой войны – бункер Сталина. Нижний ярус ставки верховного главнокомандующего СССР располагается на глубине 37 метров – высоте 12-этажного дома. Для сравнения: бункер Гитлера достигал глубины 16 метров, а бункер Черчилля – 20 метров. Сам «отец народов» официально не посещал свое бомбоубежище, но легенды о его визитах город живы до сих пор. Бункер открыт для посещения экскурсионных групп.
В 2016 году Самара получила звание «Город трудовой и боевой славы».
Вот уже несколько лет Нижегородская область добивается для областного центра почетного звания «Города воинской славы». Оно присваивается российским городам, на территории или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Однако, по информации государственно-правового департамента Нижегородской области, процесс присвоения Нижнему Новгороду почетного звания приостановлен.
В годы Великой Отечественной войны находящийся в тылу Горький, как тогда назывался Нижний Новгород, подвергался бомбардировке вражеской авиации в силу своего оборонно-промышленного значения. Вклад горьковчан в Победу огромен: за годы войны военкоматы Горьковской области мобилизовали на фронт 822 тыс. человек, было создано народное ополчение, куда на 25 июля 1941 года записалась 61 тыс. человек. За четыре года войны промышленность Горького и области дала фронту 37 % общесоюзного производства танков, самоходок и бронемашин.
Один из таких нижегородских заводов-героев – «Красное Сормово», одно из старейших судостроительных предприятий России (в 2019 году отмечает 170-летие), остававшееся при этом заводом-универсалом. В годы Великой Отечественной войны завод изготовил 3 млн. снарядов для реактивной («Катюши») и ствольной артиллерии, практически половину – 27 из 55 – построенных в Советском Союзе подводных лодок и 13 тыс. танков Т-34.
«Это была победа сормовичей, настоящий подвиг. В первые дни войны был создан Государственный комитет обороны, который возглавил Сталин, и самый первый приказ ГКО в годы войны предписывал нашему заводу выпускать танки, то есть перейти с выпуска судов на выпуск танков. В октябре 1941 года мы направили первые эшелоны боевых машин на оборону Москвы», – рассказывает заместитель директора музея истории завода «Красное Сормово» Маргарита Финюкова. Первые танки «Красное Сормово» собирало из деталей, прибывших с Харьковского завода.
Т-34 изготавливали также на других советских машиностроительных заводах, но танкисты, по словам Маргариты Финюковой, любили именно сормовские танки – за их надежность и маневренность.
Сормовичи помогали разбирать завалы на Горьковском автозаводе, который немцы очень сильно бомбили – с большими разрушениями и человеческими жертвами. А вот на «Красное Сормово» неприятель совершал авианалеты реже, видимо, недооценивая его потенциал.
За военный труд завод «Красное Сормово» получил Орден Ленина (1943 год) и Орден Отечественной войны I степени (1945 год). В годы войны завод 33 раза побеждал в соцсоревновании между предприятиями оборонной промышленности, и в конце концов знамя победителя осталось ему на вечное хранение.
В годы Великой Отечественной войны Киров тоже был тыловым городом. Здесь не велось боевых действий, однако местные предприятия снабжали фронт боеприпасами.
Многие из заводов, на которых трудились кировчане во время войны, были эвакуированы из других городов – за четыре года в область перевезли несколько десятков предприятий. Так, завод №537 (ныне «Маяк») начал выпускать ленты к авиационным пулеметам, Государственная союзная мастерская №608 (сейчас «Нововятский механический завод») – сборку и снаряжение ручных гранат Ф-1, «Красный инструментальщик» – инструменты для боевой техники, завод №2 – оптические приборы для артиллерии, завод №41 – аэросани, полуглиссеры, охотники за подводными лодками и торпедные катера.
В октябре 1941 года было принято решение о переносе из Москвы в Киров самого крупного завода авиационного вооружения № 32. Спустя два месяца завод начал работу на новом месте и только за декабрь 1941 года отправил на фронт 50 тысяч противотанковых гранат. Во время войны на заводе выпускались более 40 видов изделий: вся бомбардировочная авиация была укомплектована агрегатами, изготовленными на заводе № 32, который в 1991 году был переименован в Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК». Образцы техники и вооружений, которая помогла выиграть войну, сейчас хранятся в музее завода.
Всего за годы войны кировчане дали армии 4 тысячи 176 танков и самоходных артиллерийских установок, 2 тысячи «Катюш», 3 млн снарядов, 5 млн мин и авиабомб, 33 млн гранат, 200 кораблей, 2 тысячи аэросаней, 2 млн минометов и 5 млн. автоматов.
В первые же месяцы Великой Отечественной войны по решению Правительства СССР Казань стала городом первой степени секретности. В нее перевезли центральную кладовую Госбанка СССР, эвакуировали крупные оборонные предприятия и сверхсекретную лабораторию «Уран», которой руководил «отец атомной бомбы» Игорь Курчатов. В городе ввели специальные меры безопасности. Чтобы не привлекать внимание вражеских самолетов, всем жителям было приказано заклеивать окна домов плотной черной бумагой.
Единственным в стране предприятием, которое бесперебойно поставляло на фронт боеприпасы, в это время был Казанский пороховой завод. В годы войны он отправил на фронт более 4 млрд зарядов для полевой и морской артиллерии, а также самолетного вооружения и к винтовочным патронам. После войны завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.
С сентября 1941 года в Казани начали производить самолет У-2 (с 1944 года ПО-2). Неказистую машину использовали в качестве разведчика, связного, на ней вывозили с передовой раненых бойцов. Незаменимый на фронте, самолет не был приспособлен к ведению боевых действий. Поэтому в конце 1941 года Ленинградский авиационный завод № 387, разместившийся на территории небольшого завода № 169 (сегодня Казанский вертолетный завод), в мирное время производившего изделия гужевого транспорта, приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной.
К осени 1942 года промышленность Казани превратилась в один из крупнейших арсеналов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением и снаряжением. Так предприятия республики ежедневно одевали полк и обували целую дивизию.
В 1941 году Казанская фабрика кинопленки (сейчас – производственное объединение «Тасма») начала производство аэрофотопленок. К концу войны доля фоторазведки в общей воздушной разведке выросла с 10 % до 87%.
В годы войны в Казани производились авиационные моторы, монокулярные морские дальномеры, полевые орудийные панорамы, прицелы для бомбометания, для подводных лодок и для винтовок, приборы управления торпедной стрельбой для эсминцев, катеров и подводных лодок, часовые приборы военного назначения. Здесь также находился единственный в стране завод, выпускавший шовные нити для хирургических операций.
Жители деревень, отдавая практически все продукты фронту, сами были вынуждены считать буквально каждое зернышко. За годы войны Татарстан отправил в армию более 2 млн тонн хлеба, 624 тыс. тонн картофеля, 896 тыс. тонн мяса, 200 млн литров молока, более 8 тыс. тонн шерсти.
В 1944 году в Казани было открыто одно из суворовских училищ, в которые наряду с детскими домами и интернатами направляли сирот из разрушенных городов и сожженных деревень. Более 600 мальчишек в возрасте от 7 до 12 лет прибыли в Казань из восьми автономных республик и 19 областей.
В 1941 году в Казань, Свердловск и Новосибирск из подмосковных Белых Столбов был перевезен Госфильмофонд СССР. Фильмохранилище начали возвращать в Белые Столбы лишь в 1944 году.
В годы Великой Отечественной войны Уфа, расположенная вдалеке от линии фронта, тоже превратилась в крупный научный и промышленный тыловой центр. Сюда были эвакуированы около сотни заводов, институты, госучреждения.
На Уфимском паровозоремонтном заводе разместились станки Запорожского, Гомельского и Станиславского паровозоремонтных заводов. Отсюда вышли бронепоезда «Александр Невский», «Полководец Суворов», «Уфа» и «Салават Юлаев». Уфимский моторный завод, ранее специализировавшийся на производстве двигателей для зерноуборочных комбайнов, в годы войны выпускал двигатели для истребителей и бомбардировщиков. Предприятия легкой промышленности шили для солдат гимнастерки.
На нефтеперерабатывающем заводе было установлено эвакуированное из Грозного и Краснодара оборудование. Каждый третий танк, принимавший участие в боевых операциях во время Великой Отечественной войны, заправлялся горючим из Башкирии - бензином и керосином, полученными из ишимбайской нефти.
В Уфу был эвакуирован Исполком Коммунистического интернационала. Разместившийся в здании Дворца пионеров на углу Революционной и Ленина, исполком работал в Уфе с октября 1941 по май 1943 года. Именно отсюда вели антифашистскую пропаганду генеральные секретари компартий Пальмиро Тольятти (Италия), Морес Торез (Франция), Клемент Готвальд (Чехословакия), Долорес Ибаррури (Испания) и другие известные руководители коммунистического движения всего мира.
В Уфе была отремонтирована и установлена самая мощная из эвакуированных из Москвы радиостанций – радиостанция имени Коминтерна мощностью в 500 кВт. Эта работа была отмечена коллегией Народного комиссариата связи СССР. С 1 мая 1942 года радиостанция начала опытную работу, а с 12 июня вошла в нормальную эксплуатацию для союзного вещания.
Получив самую мощную в СССР радиостанцию, Уфа на время стала Москвой. Передачи велись на 18 языках из двух студий, находившихся на пятом этаже Дома связи. Между ними следовали информационные сообщения, начинавшиеся словами: «Говорит Москва!». Их читала диктор Татьяна Федоренко, которую коминтерновцы называли Татьяной Тасс – выступая по радио, она часто говорила «ТАСС сообщает», «ТАСС заявляет».