15 апреля в парижском соборе Нотр-Дам начался пожар. Огонь был настолько сильным, что усмирить его удалось лишь спустя 12 часов. Специалисты, работавшие на месте происшествия, сообщили о том, что большинство ценных реликвий, находившихся в здании собора, удалось спасти. Кроме того, уже известно, что собор подлежит восстановлению – каменное основание здания не обрушилось. Событие вызвало огромный общественный резонанс: весь мир оплакивает потерю культурного наследия вместе с парижанами. Отреагировала на произошедшее и Русская православная церковь: представитель РПЦ при Совете Европе и Евросоюзе игумен Филипп назвал пожар знамением и призвал французов покаяться. О том, какое значение приобрела трагедия для культуры и религии Европы, «sallaty.ru» рассказал культуролог и аналитик, главный редактор сайта «Культурология» Андрей Карпов:
«Нотр-Дам де Пари – символ Франции, символ Парижа, и вообще, очень значимый элемент европейской культуры. И, конечно, то, что случилось – повод соболезновать французам, но, с другой стороны, это и знак их национального позора. То, что нация допускает такие события на крупнейших культурных объектах, говорит о ее отношении к своим корням и традициям. В данной ситуации французы оказались в очень неприглядном свете.
Что касается религиозного аспекта: в здании собора хранился Терновый венец – общехристианская святыня, и за ее судьбу сейчас переживает весь христианский мир. Очень надеюсь, что Венец находится среди тех вещей, которые успели вынести из огня.
Разумеется, собор будет восстановлен, и все же, конечно, это будет уже совсем не тот объект всемирного наследия. Современный человек потихоньку теряет под собой культурную почву. В соответствии с Христианским учением, все, что происходит, происходит по воле божьей. И, тем не менее, у пожара нет никакой сверхъестественной причины.
Храмы горят, и это – далеко не первый случай. Если мы обратимся к истории, то увидим, что так же горела вся Москва. Пожары случаются достаточно часто, тем более, такие старые здания, как Нотр-Дам, как раз и подвержены риску больше всех других. Не стоит сгущать краски и искать в этой истории особый знак проклятия».