Конституционный суд Коми 15 октября приступил к рассмотрению жалобы жительницы Усинска Татьяны Мостовой, которая считает, что введение в регионе нерабочего праздничного дня 22 августа для ограниченного круга работников нарушает ее трудовые права.
О чем закон
В мае 2014 года по инициативе главы Коми Вячеслава Гайзера Государственный совет принял закон «О дне Республики Коми». В нем устанавливается, что 22 августа — День Республики Коми — является региональным государственным праздником и дополнительным нерабочим праздничным днем, который отмечается ежегодно.
Статья 2 этого закона устанавливает, что предоставление дополнительного нерабочего дня в республиканских органах власти, в государственных органах и учреждениях республики, «осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание указанных органов и учреждений».
В статье 3 говорится, что предоставлять 22 августа дополнительный нерабочий день сотрудникам могут и федеральные органы, и органы местного самоуправления, и организации любых форм собственности. Но принимают решение об этом они самостоятельно и за счет собственных бюджетов.
В Усинске совет города утвердил 22 августа нерабочим днем для муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений в июле 2014 года.
Суть жалобы
Жительница Усинска Татьяна Мостовая, которая воспитывает трех малолетних детей, считает, что статьи 2 и 3 закона «О дне Республики Коми» нарушают ее конституционные права и вводят дискриминационные ограничения ее трудовых прав. А из-за того что 22 августа не работают дошкольные учреждения, нарушаются права ее детей на получение образования.
Позиция Госсовета Коми
По словам заместителя начальника правового управления аппарата Госсовета Любови Черняевой, республиканский парламент считает жалобу жительницы Усинска необоснованной. Она добавила, что закон был принят в пределах полномочий Госсовета и региона и не противоречит федеральному и республиканскому законодательству.
— Считаем, что заявителем необоснованно сделан вывод о том, что нарушаются ее права, прописанные в статьях 38 [право на труд и на отдых] и 44 [право на образование] Конституции Коми, так как они почти полностью повторяют нормы, содержащиеся в Конституции России, — заявила она.
По ее словам, статья 2 закона регулирует не нормы рабочего времени, а вопрос оплаты труда — из какого бюджета финансируются расходы на оплату труда в нерабочий праздничный день, а статья 3 соблюдает права всех работодателей всех форм собственности, которые могут самостоятельно устанавливать режим рабочего времени и нести расходы на оплату труда за счет соответствующего бюджета.
Позиция администрации главы Коми
Консультант-эксперт отдела конституционного и социального законодательства государственно-правового управления главы Коми Ирина Кипрушева также сказала, что доводы заявительницы являются необоснованными. Она заметила, что регионы имеют право вводить собственные нормы трудового законодательства, которые будут действовать только на их территориях. И такая практика существует — во многих регионах утверждены национальные праздники и праздничные дни.
Позиция Минфина Коми
Ведущий юрисконсульт юридического отдела министерства финансов Гульнара Гусейнова добавила, что закон «О дне Республики Коми» был принят в соответствии с Бюджетным кодексом и принципом самостоятельности бюджетов. То есть субъекты России не имеют права возлагать и устанавливать для федеральных органов власти, органов местного самоуправления и коммерческих структур расходные обязательства, которые должны исполняться за счет их бюджетов.
— В статье 2 определен источник финансирования праздничного нерабочего дня в тех органах и организациях, которые финансируются за счет средств республиканского бюджета. А в статье 3 определено, что вопрос предоставления данного дополнительного нерабочего праздничного дня в органах и организациях, финансируемых из федерального, муниципального бюджетов и бюджетов организаций, решаются ими самостоятельно. Поэтому считаем, что никаких противоречий законодательству и Конституции статьи 2 и 3 не содержат, — сказала она.
Председатель Конституционного суда Коми Владимир Кретов спросил у нее про объем расходов республиканского бюджета на этот день. По словам юрисконсульта, эти расходы заложены в фонде оплаты труда. А нагрузки на бюджет из-за введения дополнительного нерабочего дня не было.
— Когда принимался закон, дополнительных расходов бюджет не понес, потому что было перераспределение внутри фонда оплаты труда, — объяснила она.
Судья Денис Басманов поинтересовался, почему положения закона не были распределены на всех.
— В своем законе указать источники финансирования для всех работодателей мы не могли в силу принципа самостоятельности бюджета, — ответила Гульнара Гусейнова.
— А если были бы деньги? Вот свободно лежит мешок… — спросила судья Надежда Боковикова.
— Как можно финансировать работников других бюджетов? Это невозможно, — заметила юрисконсульт. — Когда федеральный законодатель устанавливает федеральные праздники, он же не финансирует всех работодателей из федерального бюджета.
Позиция Минтруда Коми
Консультант отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения министерства Екатерина Шмидт сказала, что работодатели обязаны соблюдать трудовое законодательство, включая нормы трудового права, содержащиеся в региональных законах. Расходы на оплату труда сотрудников за работу в выходные дни и выплату им повышенной зарплаты за это полностью ложатся на работодателей.
— Доводы заявителя о том, что дополнительный нерабочий праздничный день нарушают ее право на вознаграждение за труд, являются безосновательными, поскольку сам факт предоставления нерабочего праздничного дня не является вознаграждением за работу, — добавила она.
По поводу мнения Татьяны Мостовой о нарушении конституционных прав ее детей Екатерина Шмидт заявила, что Конституция России определяет гарантированное право на общедоступное бесплатное дошкольное образование как возможность посещать образовательные учреждения независимо от места жительства и обязанность органов власти обеспечить достаточное количество детских садов.
— Право на образование означает, что каждый ребенок имеют равную с другими независящую от социального происхождения, места жительства и иных обстоятельств возможность развития личности, это равенство возможностей на получение образования. Предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня для работников дошкольных учреждений не может расцениваться как ограничение конституционного права на бесплатное образование, — сказала представитель Минтруда.
В ведомстве считают, что в праздничный день в муниципалитетах должны работать некоторые садики, но решать эти вопросы должны органы местного самоуправления.
Конституционный суд огласит решение по жалобе жительницы Усинска 22 октября.