Известный художник- этнофутурист празднует 55-летие. За годы работы он не растерял актуальности и заявляет, что готов переходить к новым форматам творчества. Что увидели посетители экспозиции «Архаическая дорога» в Национальном музее Коми - в материале БНК.
Юрия Лисовского называют основоположником этнофутуризма в живописи Коми и даже России. Его первая выставка, где он представил свой особый взгляд на традиционную коми культуру, прошла в 1994 году. С тех пор прошло много времени, было организовано множество экспозиций, в том числе за рубежом.
Юбилей он отметил двумя выставками — первой фотографической «Состояние+» и более традиционной графической «Архаическая дорога». С 55-летием его пришли поздравить не только коллеги по цеху, но и представители власти Коми — сенатор Валерий Марков, от Госсовета республики — Надежда Дорофеева и Валентина Жиделева, от минкульта региона — Константин Баранов.
Имя этнофутуриста Юрия Лисовского стало узнаваемым, а его стиль с непосредственной манерой рисунка невозможно повторить. Мотивы и тематика графики остались неизменными и до сих пор проистекают из мифологии коми народа.
Первой у входа в зал гостей выставки встречает одна из самых известных работ - «Сотворение мира», где утка-прародительница вылетает из первозданного океана. Этот образ, как и лося, рыбы и медведя — один из самых частотных у Юрия Лисовского. В традиционной культуре коми народа эти существа имели и имеют особое значение, поэтому и нашли свое отражение в работах этнофутуриста.
Юрий Лисовский предпочитает простоту в своих картинах: рисует обычно тушью на бумаге, иногда прибегает к акрилу. Все картины черно-белые с редкими, но точными вкраплениями золотого. В манере письма есть какая-то детскость: сам художник считает, что каждый ребенок может освоить живопись. Плавные и аккуратные, зачастую даже не прерывающиеся линии создают орнамент, а иногда и рисунок в рисунке — например, «Утка, несущая жизнь, буквально изнутри заполнена фигурами лосей.
Собранные на «Архаической дороге» картины были созданы в течение последних пяти лет, рассказал БНК Юрий Лисовский. Две из них выбиваются из общей атмосферы - «Сон-река» и «Сон снов». Линии резче, практически не переплетаются, внезапно появляется красный цвет. Как пояснил художник, это своеобразный эксперимент, попытка попробовать себя в чем-то новом. Весьма удачная, судя по реакции посетителей, которые непременно останавливались воле картин и обсуждали их.
В беседе с БНК художник заметил, что готов идти дальше, к другим форматам. Прежде всего это касается размера работ — Юрий Лисовский планирует сделать их масштабнее. Первые примеры уже можно было найти на выставке- это, например, «Битва за архаическую рыбу», где гармонично уложены образы древней рыбы, медведей с копьями, один из которых на самом деле человек и других животных-символов традиционной культуры. Шагнул в выставке художник и за пределы полотен.
В зале есть уголок со «сказочной рыбой» из дерева. Объект должен был стать частью экспозиции: слабовидящие или слепые люди таким образом могли бы прикоснуться к картинам и понять их содержание. Но в ходе обустройства выставки было решено сделать из нее интерактив: к «рыбе» прикладывается листок, закрашивается мелком, а получается небольшая открытка.
Вернисаж Юрия Лисовского «Архаичная дорога» открыт в Выставочном зале Национального музея Коми. 0+