В Коми завершается процесс ликвидации школы-интерната №15 в селе Пажга Сыктывдинского района. Воспитанники уже переведены в другие учреждения, а сотрудники – в поисках новой работы. Вопрос трудоустройства остается для большинства из них очень острым: в самом селе работы практически нет, а ездить в Сыктывкар или другие районы затратно и по времени, и по средствам.
Школа-интернат № 15 в селе Пажга Сыктывдинского района относилась к организациям для детей-сирот, которая принимала детей с особыми образовательными потребностями.
Информация о ликвидации школы-интерната появилась еще летом 2019 года, когда в редакцию БНК обратились сотрудники учреждения, опасавшиеся потерять работу. На тот момент судьба учреждения еще не была определена, решение не было принято, рассматривались различные варианты развития событий.
В феврале 2020 года история получила развитие. Как стало известно БНК, в тот момент в Минобрнауки региона провели повторный анализ ситуации, связанной с учреждением. В результате вновь было отмечено значительное снижение числа воспитанников школы-интерната №15. В 2015 году здесь находились 90 детей, в 2018 – 69, а в январе 2020 года – 43 ребенка. Четверо из них учились в Коми республиканском агропромышленном техникуме имени Н.В. Оплеснина и жили в общежитии, семь воспитанников выпускались, а поступление новых не планировалось.
В министерстве образования прокомментировали, что это было связано с общими тенденциями сокращения числа детей-сирот на территории Республики Коми, а также положительной динамикой по сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот. Она связана с развитием семейных форм устройства детей-сирот. Для сравнения – цифры. В 2016 году в организациях для детей-сирот республики проживали 798 детей-сирот, а по данным на начало 2020 года – 662 ребенка-сироты. Кроме того, большая часть родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Сыктывдинского района, при решении вопроса по их обучению, останавливают свой выбор на муниципальных общеобразовательных школах в рамках инклюзии, а не в специализированных учреждениях, в т.ч. в школе-интернате №15.
Еще одним фактором стало то, что, по данным Комистата на 1 января 2020 года, Сыктывдинский район стал единственным муниципалитетом, где увеличилось число жителей. В селе Пажга, где находится школа-интернат, из-за того, что детей с каждым годом становится все больше, в образовательных учреждениях приходилось приспосабливать рекреации для организации учебного процесса. Начались поиски решения. В феврале объявили, что возможности для обучения детей в селе появятся за счет передачи в муниципальную собственность специальной (коррекционной) школы-интерната № 15. И произойдет это после ликвидации учреждения.
Окончательное решение о ликвидации школы-интерната в Пажге было принято 18 мая этого года после досконального анализа и проведения подготовительной работы.
«Главным аргументом в пользу закрытия учреждения стало благополучие и всестороннее развитие детей. Воспитанников было решено перевести в специальную коррекционную школу-интернат № 3 в Эжвинском районе Сыктывкара. Условия проживания, воспитания и обучения здесь соответствуют современным требованиям. Педагоги и узкие специалисты эжвинской специальной коррекционной школы регулярно повышают свои профессиональные навыки, чего, к сожалению, мы не наблюдали в случае со школой-интернатом в Пажге. Кроме того, для детей на базе школы-интерната № 3 есть автогородок и автокласс, работает квартира социальной адаптации, в рамках национального проекта «Образование» обновлены мастерские технологии, есть возможность постигать азы аэрографии, заниматься в оснащенном современным оборудованием компьютерном классе», - подчеркивают в региональном Минобрнауки.
В ведомстве назвали и другие возможности, которые теперь доступны воспитанникам: занятия в инклюзивной театральной студии, кружки по фигурному катанию, шахматам, футболу, лыжная секция, участие в мероприятиях Дворца культуры Бумажников, Центра детского творчества, Центра коми культуры и библиотеках района. Свободное время теперь дети проводят с пользой для развития и здоровья, занимаются в центре экологического воспитания, а летом будут отдыхать в оздоровительном лагере «Шыладор».
Воспитанники пажгинской школы-интерната переехали в город еще в июле. Процесс адаптации каждого ребенка к новым условиям сопровождал педагог-психолог школы-интерната № 3. Вопрос с трудоустройством сотрудников школы-интерната после ликвидации сложнее, чем с воспитанниками. В августе там числилось 92 работника (43 педагогических работника, 7 – медицинских, 42 - прочий персонал). Из общего количества работников 40 человек являются пенсионерами, 8 человек предпенсионного возраста.
По данным Минобрнауки Коми, на конец августа в учреждении фактически работали 27 человек, 65 человек находились в отпусках. В связи с ликвидацией работникам в полном объеме производится выплата гарантий и компенсаций. С ними на протяжении всего периода проведения ликвидационных мероприятий ведется работа по предоставлению актуальных вакансий для будущего трудоустройства. Так, в августе текущего года на выбор было предложено более 470 вакансий в Сыктывдинском районе и Сыктывкаре.
Как пояснили БНК в региональном министерстве труда, занятости и социальной защиты, Трудовой кодекс Российской Федерации гарантирует работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации, выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
В самой пажгинскойй школе-интернате БНК прокомментировали, что 31 августа коллектив встречался с представителями Центра занятости района. Они разъяснили дальнейшие действия сотрудников ликвидируемой организации по трудоустройству. Один из членов коллектива уже нашел работу водителем в школе, еще двум, возможно, предложат места там же. Больше вакансий в Пажге нет, отметили собеседники агентства. Имеющиеся в Сыктывкаре и других муниципалитетах не устраивают жителей села – они очень далеко от дома, расходы на разъезды слишком большие, это затратно по времени. Кто-то из-за затруднительного положения даже готов сменить место жительства. Впрочем, как стало известно БНК, четыре теперь уже бывших сотрудника школы-интерната №15 с. Пажга зарегистрированы в Сыктывкаре, и на работу в село они ездили из города.
Как уточнили в Минобрнауки Коми, трудоустройство работников школы-интерната находится на личном контроле руководства министерства.