Конференция «Выработка инструментов ускорения темпов роста региональной экономики и повышения инвестиционной привлекательности региона с привлечением мер государственной поддержки» состоялась 3 декабря.
Основным спикером выступил Андрей Шпиленко – директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России. В рамках его выступления были рассмотрены инструменты развития региональной промышленной инфраструктуры – промышленные кластеры, промышленные технопарки и особые экономические зоны. Кроме теоретической части с описанием возможности реализации проектов по каждому из направлений обсудили примеры уже успешно реализованных проектов, а также рассмотрели потенциальные инвестиционные проекты на территории Республики Коми. Редакция приводит выдержки и основные тезисы выступления Андрея Шпиленко.
Кластеры
В Советском Союзе в сфере промышленности посредством госплана между предприятиями были налажены кооперационные связи. Знаменитый советский экономист Николай Николаевич Колосовский называл такую форму взаимодействия между предприятиями территориально – производственный комплексом, такое понятие как «кластер» в Советском Союзе на тот момент не использовалось. После распада Советского Союза кооперационные связи между многими предприятиями были утеряны. Только сравнительно недавно – 31 декабря 2014г года был принят федеральный закон No 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором говорится, что одним из основных инструментов развития региональной промышленной политики является создание промышленных кластеров.
«По большому счету, Правительство Российской Федерации поддержало идею возрождения кластерного подхода к развитию промышленности. При определении кластеров, описании сложившихся производственных цепочек и выявлении инвестиционных ниш в таких цепочках, государство готово оказывать поддержку для восстановления недостающих звеньев в кооперационных связях», — пояснил Андрей Шпиленко.
Федеральное законодательство предъявляет определенные требования к промышленным кластерам. Они могут создаваться в пределах одного или нескольких регионов. Ссли нет кооперационных связей между предприятиями внутри одного субъекта, то кластер может быть сформирован из предприятий, находящихся на территории разных субъектов Российской Федерации. В промышленном кластере должно быть не менее 10 предприятий и все они должны выпускать промышленную продукцию.
Одним их немаловажных требований является наличие кооперационных связей между предприятиями. Причем уровень кооперации между предприятиями должен составлять не менее 20%. Например, если предприятие выпускает продукцию на 1 млн рублей, оно должно продавать ее другому предприятию минимум на 200 тыс. Также в кластере присутствуют объекты технологической инфраструктуры. Для управления и координации промышленным кластером создается специализированная управляющая компания.
Как только кластер внесен в реестр Минпромторга России, предприятия получают возможность получить государственную поддержку на компенсацию части понесенных затрат на реализацию инвестпроекта. Цель этого инструмента — стимулирование производственной кооперации участников кластеров в целях повышения уровня локализации производства.
«В рамках государственной поддержки за счёт субсидии смогут быть поддержаны проекты по созданию товаров и комплектующих в целях выпуска готовой конечной продукции в кластере», — объяснил Андрей Шпиленко.
Размер субсидии составляет до 30% от суммы реализации проекта, но не более 300 млн рублей. Государство готово компенсировать затраты на изготовление и испытание макетов, прототипов, экспериментальных образцов, опытной партии продукции, разработку конструкторской документации, технологий, технологических процессов, приобретение технологической оснастки. Поддерживаются совместные кластерные проекты, то есть на финансирование могут рассчитывать те предприятия, которые находится в производственной цепочке (за исключением финишера).
На сегодня в России создано 49 промышленных кластеров, которые объединяют 630 предприятий в 36 регионов, реализовано 20 совместных кластерных проектов. За прошлые годы возмещение понесенных затрат из федерального бюджета составило 3,3 млрд рублей. Предприятия при этом инвестировали 18,2 млрд собственных средств.
В Коми в 2017 году уже был создан Лесопромышленный кластер в который вошли 13 крупных и средних предприятий, но ни одного совместного кластерного проекта на конкурс в Минпромторг России так и не было заявлено. На данный момент стоит вопрос о его «реанимации». Сейчас в Республике Коми идет процесс формирования Деревообрабатывающего кластера. Кроме того, в республике в будущем планируется создание и нефтегазового кластера.
По словам министра экономического развития и промышленности Коми Эльмиры Ахмеевой, в ведомстве сейчас разрабатывается план развития промышленной отрасли региона и готовится программа по развитию инвестиционного потенциала. Что делается по этому направлению в республике, 15 декабря будет представлено на координационном совещании в Минпромторге России. По ее словам, сейчас предстоит оперативно подготовить документации и представить проекты на федеральный конкурс, который состоится в первом квартале 2021 года.
Промышленные технопарки
Андрей Шпиленко рассказал, что в стране в разное время создавалось множество разновидностей технопарков. Определения таких технопарков законодательно не были закреплены, поэтому были сложности в трактовках терминов и определении их назначения. Например, есть детские технопарки, есть технопарки в области информационных технологий и другие. Из множества программ, реализуемых разными министерствами и ведомствами на данный момент, действует только одна — создание промышленных технопарков по линии Минпромторга России. Он также объяснил разницу между индустриальными и промышленными технопарками.
«Индустриальный парк предназначен для реализации крупных инвестиционных проектов на специально организованной для этого территории в целях снижения издержек за счет готовой коммунальной, транспортной и другой инфраструктуры. В отличие от индустриального парка, промышленный технопарк создаётся в том числе на территории промышленных предприятий, имеющих избыточные производственные площади. После распада Советского Союза на территории России осталось большое количество неиспользуемой промышленной инфраструктуры и за счёт создания на базе таких предприятий промышленных технопарков развиваются не только крупные промышленные предприятия, но и средний и малый бизнес», — рассказал он.
Минимальные требования к промышленным технопаркам — участок земли от 1,5 гектара (вскоре площадь будет снижена до 1 гектара), плотность застройки земельного участка должна быть не менее 5 тыс. квадратных метров, наличие технологической инфраструктуры и управляющей компании.
Условно существуют три модели промышленных технопарков. Первая — инновационная модель. Такая модель подразумевает создание и акселерацию малых и средних технологических компаний. Вторая модель — инфраструктурная. Она решает один из ключевых вопросов — создание условий для размещения малого, среднего и крупного бизнеса. Управляющая компания промышленного технопарка готовит производственные площади, создаёт инфраструктуру, приобретает технологическое оборудование и сдает все в аренду резидентам. Таким образом, резиденты промышленного технопарка не будут нести издержки на создание всего вышеперечисленного. Третий вариант — кооперационная модель. По данной модели на базе промышленного предприятия создаётся промышленный технопарк, на свободных производственных площадях размещаются компании – резиденты, которые создают продукцию в интересах якорного предприятия с целью локализации производства продукции.
Одной из разновидностей промышленного технопарка является агробиотехнопарк.
Существует несколько механизмов поддержки промышленных технопарков. Во-первых, возможно создание промышленного технопарка за счёт средств частного инвестора или субъекта Российской Федерации, затем субъект компенсирует затраты на создание промышленного технопарка частному инвестору и впоследствии Российская Федерация возвращает вложенные средства субъекта Российской Федерации за счёт налоговых и таможенных отчислений резидентов промышленного технопарка в федеральный бюджет. По словам Андрея Шпиленко, это достаточно тяжелый путь, так как не всегда у регионов есть средства для поддержки технопарков. Второй механизм — создание промышленного технопарка за счёт частного инвестора, который впоследствии возвращает вложенные средства напрямую из федерального бюджета. Третий механизм господдержки — компенсация части процентной ставки по кредитам, взятым на создание промышленного технопарка.
На сегодня в республике рассматривается возможность создания как минимум трех промышленных технопарков. О планах уже заявили компания «Алграф», ООО «Покров» и ООО «СтройКомплектСервис», которое планирует разместить промышленный технопарк на территории бывшего мелькомбината в Сыктывкаре.
Присутствующий на конференции глава Коми Владимир Уйба сказал, что одна из главных задач, стоящих перед республикой, — экономический блок и ускорение темпов роста региональной экономики.
— Делать мы это будем через создание инвестиционно привлекательных площадок и использование действующих мер господдержки, в том числе новых. Необходимо отработать предложенные площадки и создать агробиотехнопарк в обязательном порядке. Работа здесь больше рисковая и она точно не простая, но я могу сказать, что сегодня собралось очень компетентное и ресурсное правительство, которое готово помогать бизнесу, — заявил Владимир Уйба.
Особая экономическая зона
В ходе встречи также обсуждался вопрос о создании в республике особой экономической зоны, причем не в Арктике.
«Сейчас инициатива по созданию особой экономической зоны на территории Республики Коми поддерживается главой республики и вновь назначенным министром. Цель очень простая — создать на территории Республики Коми, в том числе в Сыктывкаре, территорию с преференциальным налоговым режимом, что будет способствовать привлечению в республику новых инвестиций», — сообщил Андрей Шпиленко.
Конференция была организована Центром кластерного развития «Мой бизнес» Коми в рамках реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».