Команда путешественников Plan X Adventure Team из Санкт-Петербурга проложила маршрут по воде от Воркуты до Ухты. Десять человек в одной надувной лодке и без собаки в пути встретили огромных зайцев, заботливых рыбаков и коми «родственников» загадочных валунов из Новой Зеландии.
Видео и фото предоставил Сергей Северин
Руководитель команды Сергей Северин рассказал БНК, что изначально Коми не рассматривалась для путешествия.
— У нас было всего два варианта. Первый — река Лена с заброской через Иркутск и финишем в Якутске. Протяженность этого маршрута — порядка 2000 км. Второй вариант — путешествие по рекам Сосьва — Тавда — Тобол — Иртыш от города Серов до Ханты-Мансийска протяженностью порядка 1300 км. Когда уже почти что был утвержден маршрут по Лене, меня что-то дернуло еще раз поразглядывать карту России. На глаза попалась Печора. Виртуально перемещаясь по ней, я «оказался» на Усе, затем на Воркуте. «Отправившись» в другую сторону, нашел Ижму. Пейзажи с фотографий в интернете радовали глаз. Пазл начал складываться. После оценки рисков, связанных с мелководностью рек, участники команды единогласно решили — попробуем! — поделился Сергей Северин.
Экспедиция не потребовала от участников команды долгой подготовки: большинство технических, логистических, организационных вопросов были обкатаны в экспедиции 2017 года «Полстраны под парусом». Вопросов с лодкой «Кашалот», на которой и плыли туристы по Коми, была спроектирована и построена еще в 2019 году. Всего у команды таких лодок две, вторая носит название «Косатка».
— Длина «Кашалота» — 11,3 метра, ширина — 3,3 метра. Собственная масса лодки без тента и транца для крепления мотора — порядка 350 кг. На борт «Кашалот» способен взять порядка 2 тонн груза. Расход топлива на весь маршрут составил около 600 литров. На дозаправки заходили в Усинск и Ижму. На борту есть все удобства: спальная зона на носу вмещает до восьми человек, есть бортовая электросеть, комфортный стационарный гальюн, специальная помпа для откачивания воды. Готовим еду на газовых примусах, смонтированных в камбузный рундук. Благодаря использованию герметичного автоклава вместо обычных кастрюль, готовить мы можем даже в условиях качки. В общем, не лодка, а целая квартира-студия с элементами автоматизации.
Маршрут в республике «захватил» четыре реки: Воркуту, Усу, Печору и Ижму. Его протяженность составила порядка 1100-1200 км.
Всего в поездке участвовали десять человек: от начала до конца маршрут прошли пять человек, трое не смогли задержаться надолго и улетели домой из Усинска, и их сменили двое других членов команды. В ночь с 4 на 5 июля путешественники стартовали из Воркуты. Точка старта — километр ниже по течению от железнодорожного моста на реке Воркута. Завершилось прокладывание маршрута ранним утром 17 июля, когда они прибыли в Усть-Ухту.
Опыт и подготовка позволили избежать серьезных неприятностей, но с некоторыми трудностями гостям республики все же пришлось столкнуться. Так, в случае с Воркутой команда впервые столкнулась с переносом рейсов на день раньше планируемого срока: участники команды прилетали в город двумя группами в пятницу и субботу, но пятничный авиарейс перенесли на четверг, а субботний — на воскресенье.
Старт из Воркуты
Самыми сложными участками на пути стали реки Воркута и Ижма. На Воркуте туристы несколько раз «повисали» на камнях перекатов. Местами лодку толкало сразу 4-5 человек. А на Ижме из-за понтонного моста, который не позволил пройти по воде, им пришлось выгрузить все вещи с борта лодки и перетаскивать ее на специальных надувных катках. На это у петербуржцев ушло два часа.
— В плане мелководий Ижмы было два сложных участка. Первый — это устье реки и отрезок до понтонного моста. Песчаные перекаты проходили как самые настоящие бурлаки — впрягаясь в буксировочные веревки. Помогали мотором. На этом участке в расход ушел гребной винт — его просто стерло до такой степени, что он стал гидродинамически легким, то есть при его использовании двигатель начинал работать на слишком высоких оборотах. К счастью, был запасной. Вторым сложным участком Ижмы стали пороги в районе населенного пункта Порожск. Там глубины было больше, но усилилось и течение. Бывало, прыгнешь в воду, чтобы помогать лодке проходить опасное место, а «тащит» так, что не знаешь, как и на ногах устоять. Промокли до нитки, но прошли.
Потраченные в путешествии усилия себя оправдали. Сергей Северин считает, что большинство пейзажей в республике вживую впечатляют куда больше, нежели на фотографиях.
— Мы рассчитывали на более частые встречи с дикими животными и птицами. Зато удалось полюбоваться грацией лебедей, сосредоточенностью аистов, а несколько раз мы вспугивали каких-то нереально крупных зайцев. Однажды такого зайца мы издалека сперва приняли за олененка! Безусловно, в лидерах по впечатлениям — скалы Адак на Усе. Нам довелось посмотреть не только скальный массив, выходящий на берег, но и прогуляться вглубь леса — вдоль небольшой речки, впадающей в Усу. Она течет вдоль живописнейших каменных стен, которые чем-то напоминают кавказские пейзажи. Хотелось бы отметить и Малогаловские камни. До этого похожие я встречал в Новой Зеландии (валуны Моераки). Там они располагаются на океанском побережье. Встретить их аналог посреди материка, на реке Ижма было удивительно.
Малогаловские камни
На просторах Печоры
Коми запомнилась петербуржцам не только видами, но и отзывчивостью и дружелюбием местных жителей. Чаще всего члены команды общались на воде с рыбаками. Один из них даже предложил показать «фарватер» среди перекатов: порядка 10 км рыбак сопровождал путешественников.
Сергей Северин не исключает, что в будущем Plan X Adventure Team вернутся в республику.
— Уже на финальной части маршрута у нескольких участников команды возникла идея как-нибудь вернуться на Ижму. Пройти ее в неспешном режиме вниз по течению на веслах, уделить больше времени рыбалке и наслаждению пейзажами. К сожалению, в этот раз не удалось посетить и еще одно значимое место — Средние ворота реки Шарью. Для этого пришлось бы сильно отклоняться от маршрута.
БНК