В Государственном академическом театре драмы имени Виктора Савина показали первую премьеру 90-го театрального сезона – спектакль «Питирим Сорокин» по документальной пьесе журналиста Игоря Бобракова и ученого, доктора философских наук Николая Зюзева. Спектакль о социологе с мировым именем поставил режиссер Борис Лагода.
Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 году в селе Турья Вологодского уезда – сегодня это территория Княжпогостского района Коми. Детство Питирима Сорокина прошло на родине – вместе с отцом и братом он занимался церковно-реставрационными работами, переходя из села в село. В Санкт-Петербург Сорокин уехал в 1907 году, чтобы поступить в университет. К этому времени за его плечами уже было три месяца заключения в кинешемской тюрьме за революционную агитацию.
Жизнь будущего американского профессора в России легко могла бы стать сценарием для остросюжетного фильма: годы революционной борьбы и последующее от нее отречение, знакомство с общественно-политическими деятелями начала 20 века – Ленин обратил внимание на молодого эсера, отрекающегося от своих взглядов на революцию, - чудесное спасение от расстрела, эмиграция на Запад и признание в научном мире.
Задумывая пьесу «Пути и перепутья Питирима Сорокина» к 130-летию социолога, Игорь Бобраков и Николай Зюзев осознавали, что художественные возможности театра отличаются от возможностей киноискусства, и отказались от воспроизведения в драматическом произведении всех жизненных перипетий героя.
- Я понял, что должен остановиться на одном центральном событии в жизни Сорокина – этим событием было его отречение от идей революции, - отметил на пресс-конференции накануне спектакля Игорь Бобраков.
Долгое время имя Питирима Сорокина не звучало в России, и за рубежом о нем знали больше, чем на родине. Обращаться к личности известного соотечественника свободно стали после перестройки. В середине 1990-х годов на сцене драмтеатра даже шел спектакль «Питирим» по пьесе Виктора Кушманова, написанной на пике антикоммунистических настроений и с позиции настоящего времени, читающейся несколько идеологически предвзято.
Над новым спектаклем о Питириме Сорокине работал режиссер театра им. В. Савина Борис Лагода. Ему традиционно – это уже четвертый спектакль в таком составе - помогали главный художник драмтеатра Эрих Вильсон и хореограф Нелли Дашевская, которая приехала в Сыктывкар из Саратова.
Чтобы спектакль на довольно сложном и сухом документальном материале не превратился в «театр у микрофона» и чтение про- и антиреволюционных доктрин, постановочная группа представила путь Питирима Сорокина серией ретроспективных зарисовок. Точкой отсчета для первого действия стала встреча Сорокина на заимке, когда он прятался от большевиков в 1918 году с зырянкой Домной Гавриловной.
Простой крестьянке в исполнении Веры Габовой Питирим Сорокин, которого играет Владимир Рочев, рассказывает о своем детстве, о коротком заключении в Кинешме, где он познакомился с революционерами «первой волны», своей встрече с будущей женой в доме у Каллистрата Жакова (Владимир Кузьмин) и женитьбе. Диалог с Домной Гавриловной, не различающей всех оттенков революции, но знающей простую истину о том, что «ненависть порождает ненависть, а любовь порождает любовь», к которой Сорокину еще предстоит прийти, лейтмотивом соединяет череду эпизодов.
Во втором действии, уже спустя десятилетия, в Бостоне ученый рассказывает о событиях, последовавших за его заключением в тюрьму Великого Устюга, американской журналистке (Надежда Кожевина) на записи интервью в 1949 году.
Художник Эрих Вильсон, работая над сценографией «Питирима Сорокина», пошел по пути минимализма, ограничившись черным кабинетом и многофункциональными лаконичными станками, позволяющими быстро и открытым приемом менять место действия. Костюмы же, напротив, максимально приближены к истории, сами персонажи загримированы так, чтобы получилось портретное сходство с прототипами.
Удачное пластическое решение, в котором сочетаются хореографические номера от кадрили до рок-н-ролла и чисто пластические этюды, задает форму и динамику спектакля. Задача состоит еще и в том, чтобы увести от однозначности трактовок довольно однозначно представленных событий, идей и персонажей изображаемой эпохи.
Как эмблемы появляются в спектакле писатель Александр Грин (Евгений Чисталев) – непременно с моделью корабля под алыми парусами в руках, коми архитектор Александр Холопов (Вадим Козлов), мечтающий о двухэтажных особнячках на улицах Усть-Сысольска, и совсем уже карикатурный Ленин в исполнении Ильи Кеслера – невозможно серьезно воспринимать этого персонажа, больше похожего на ряженых двойников вождя, и его речи.
Наверняка, иногда зрителям не очень просто разобраться в диалогах героев, «правых», «левых», «меньшевиках», «большевиках», «эсерах», многозначительно произносимых фамилиях, которые сегодня говорят уже не так много. Понятной остается трагедия людей, попавших под маховик истории, молодых и талантливых.
Питирим Сорокин вынес единственно важный урок: «Жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении. Правда, Добро и Красота – вот Верховная Троица, воссоединяющаяся в одном Summum bonum – высшем благе…». Последние его слова растворяются в звуках простой коми песни, звучащей над всеми героями спектаклями и зрительным залом, как будто возвращая к самому главному.