Эксперты «Росконтроля» объяснили, как работают популярные маркетинговые уловки и как не стать жертвами ненужных вам акций.
Часто мы совершаем спонтанные покупки или принимаем решение приобрести дополнительный и не слишком нужный нам товар только потому, что польстились на «выгодную» акцию или промо-предложение. Но кому в действительности выгодны все эти «восемь кусков мыла по цене одного»? Поезный разбор хитростей продавцов дают эксперты на портале организации «Росконтроль».
1. Ценник есть – а скидки нет!
Многие недобросовестные продавцы заранее повышают цены на свои товары. А потом «щедрой» рукой перечеркивают новый завышенный ценник и реализуют эту продукцию по той же цене, что и ранее, или с незначительной скидкой.
Некоторые магазины могут даже так сильно поднять цену, что и после скидки товар все равно будет стоить дороже, чем он стоил до начала сезона распродаж.
Как бороться: не верьте глазам своим. Если на выбранную вами вещь прикреплен перечеркнутый ценник и стоимость снижена на 50% – подумайте, а сколько действительно может (и должен!) стоить тот товар, который вы собираетесь приобрести.
2. Купи один – второй бесплатно. Действительно бесплатно?
Чаще всего такого рода предложения действительно выгодны для покупателя только в случае приобретения пищевых продуктов. Это распространенный и добросовестный маркетинговый ход, позволяющий увеличить продажи или познакомить покупателя с новыми продуктам. Но если подобные акции рекламируются продавцами одежды или электроники – скорее всего речь идет о завуалированном обмане потребителя.
Да, вам предлагают получить второй (третий, пятый…) товар бесплатно. Но у предложения есть масса ограничений: только при определенной сумме чека, только из категории конкретных товаров, только из линейки продукции, которая подходит под акцию.
И тогда в реальности получается, что второй «бесплатный» товар вам навязан и фактически уже оплачен вами при приобретении первого.
Как бороться: прежде чем выбирать себе второй товар по акции – внимательно ознакомьтесь с условиями предложения. Может оказаться, что для того, чтобы получить бесплатно не слишком нужную вам дешевую кофемолку – сначала придется купить товаров на сумму, превышающую запланированные вами расходы.
3. Путевка в благодарность за покупку: заведомый обман
Анонсируя покупателям раздачу путевок – продавец заведомо вводит потребителя в заблуждение. Ведь в действительно, путевка если и имеется, то всего одна, и разыгрывается она среди всех покупателей.
То есть это просто лотерея, участником которой вы становитесь, совершая покупку в магазине. Причем проводит магазин эту лотерею по своим правилам.
Обычно этот процесс абсолютно не прозрачен, вы не можете вмешаться и проконтролировать – насколько честно проходит розыгрыш.
Как бороться: зазывая вас в магазин – организаторы обычно не упоминают про факт проведения лотереи. Поэтому прежде чем нести свои деньги продавцу, обещающему отправить вас в теплые края за покупку блендера – уточните, сколько еще «счастливчиков» будут претендовать на эту путевку.
4. Подарки и ценные призы: насколько ценные?
Многие магазины стремятся получить дополнительную лояльность покупателей, одаривая их всевозможными подарками. Которые обычно относятся к товарам значительно более низкой ценовой категории, чем сама «основная покупка».
И в тот момент, когда вы за покупку дорогого костюма получаете в подарок совсем ненужный вам брелок – помните: бессмысленный сувенир не только будет зря занимать место в вашей квартире, но и за костюм вы сейчас наверняка переплачиваете, так как продавец уже вложил стоимость сувенира в цену основной покупки.
Как бороться: не поддавайтесь на уловки рекламщиков и маркетологов, которые шутки в стиле «купи квартиру – получи бейсболку в подарок» воспринимают как практическое руководство к действию.
5. Подарочные карты для покупателей: иллюзорные деньги
Особенно часто этим грешат крупные сетевые магазины парфюмерии и косметики, мотивируя покупателя тем, что предлагают ему в благодарность за покупку подарочную карту номиналом в несколько сотен рублей. Эти деньги вы, якобы, потом сможете потратить в этой сети магазинов на другие покупки.
На практике мало кому из покупателей удается таким образом сэкономить: чаще всего в тот момент, когда вы будете готовы совершить следующую покупку и использовать подарочные деньги – окажется, что карта к оплате уже не принимается.
Магазин может, например, изменить условия акции, которые создаются и регламентируются им самостоятельно.
И если сегодня акция проходит по одним правилам – то нет никакой уверенности, что завтра она не будет прекращена, или ее условия не будут полностью изменены.
Как бороться: получив подарочную карту – сразу же уточнить у продавца условия акции. И если сумма является для вас существенной – постарайтесь успеть ее использовать до того, как продавец решит изменить условия проведения акции.
6. Сумма в чеке отличается от указанной на ценнике
Выбрав товар и уточнив его стоимость по ценнику – вы приходите на кассу расплачиваться и обнаруживаете, что на самом деле покупка будет стоить дороже. Просто «акция уже закончилась», «продавец забыл поменять ценник», «количество акционного товара было ограничено». Но на самом деле продавец не имеет права по собственному усмотрению пересматривать цену, не проинформировав об этом покупателя.
В данном случае закон однозначно на вашей стороне: продавец обязан продавать вам товар по той цене, которая указана в ценнике!
Как бороться: напомните недобросовестному продавцу о том, что согласно 10 статье Закона «О защите прав потребителей» он обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. А за нарушение этих требований к нему будут применяться штрафные санкции.