В минувшие выходные Молодежный театр Коми открыл второй театральный сезон спектаклем «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского. Исследование – так обозначил жанр постановки режиссер Максим Соколов – позволило соединить в спектакле классический текст, документальный материал и фантастическую реальность.
Перед началом спектакля директор Михаил Матвеев немного рассказал о ближайших планах Молодежного театра. До конца года в репертуаре появится еще одна постановка – «Три сестры». Таким образом, 2021 год для театра пройдет под знаком русской классики, представленной именами Пушкина (в июне была премьера по мотивам «Повестей Белкина» - «Белкин. Истории о жизни и любви»), Достоевского и Чехова.
Режиссер «Идиота» Максим Соколов, для которого это вторая работа в Молодежном театре (год назад он поставил «СКТВКР») также сказал несколько слов, чтобы представить постановочную группу – художника Анастасию Юдину и композитора Владимира Бочарова, - и подготовить зрителей к просмотру.
- Когда вы вошли в зал, вы догадались, что вас ждет необычный спектакль. Поставлен он по шедевру мировой литературы, тексту Достоевского, который по ассоциациям для меня отапливает космос. Нам неважно было показать в Достоевском камзолы, сюртуки и кареты, смартфонов на сцене тоже не будет. Вы увидите третью реальность, которая создана для этого текста здесь, в Сыктывкаре, для Молодежного театра.
Как отметил режиссёр, о том, что постановка не будет буквальным озвучиванием классики со сцены, зрители догадались еще до начала спектакля. Первое, что они увидели, зайдя в зрительный зал, - огромная наклонная площадка, как склон горы, спускающаяся от портальной арки вниз до девятого ряда. На ней, неровной, «горбатой», переливающейся оттенками золотого, похожей на обломок какой-то планеты в черноте мироздания, разворачивается действие «Идиота». Саунд-дизайн, созданный Владимиром Бочаровым, гул, глухой стук, вибрации на разных частотах усиливают ощущение космической природы происходящего. Аудиовизуальный образ спектакля порождает множество ассоциаций, догадок, которых становится тем больше, чем дольше над ними раздумываешь: может быть, это один из множества неизвестных миров, и в нём каждый день персонажи Достоевского проживают события романа, и нам показали оттуда несколько отрывков?
Еще одним акцентом в сценографическом и смысловом решении спектакля стал громадный квадрокоптер, металлическим голосом озвученной энциклопедии иногда комментирующий происходящее. Эти вторжения со значением справки (о том, что такое «гора» в мифологии, синонимах к слову «идиот», об эпилепсии, о картине Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу» и пр.), несколько документальных фрагментов и композиционно изменённый текст Достоевского не столько открывают нового «Идиота» - позволяют переосмыслить затёртое общими словами о бессмертной классике представление и о романе, и о его авторе. Работа, проделанная над текстом для спектакля, производит впечатление не меньшее, чем декорация, актерские работы или смело решенные мизансцены.
В интервью о спектакле режиссер неоднократно подчеркивал, как важно для «Идиота» найти актера на главную роль – князя Мышкина. В спектакле Молодежного театра ее исполнил Дмитрий Греченюк. Его личность, индивидуальность отчасти стали решением для спектакля.
- Мы решили оттолкнуться от документальной правды: он переносит ту же болезнь, что и Федор Михайлович и князь Мышкин, — это эпилепсия. Но дело не только в ней, главное – это взгляд Димы на жизнь, на окружающих, на самого себя. Наш Мышкин неконцептуален и сам по себе является решением. Это Мышкин сегодня, и заменить его в этой роли невозможно, — рассказал на пресс-конференции, посвященной премьере, Максим Соколов.
Инверсии текста и пространства не коснулись персонажей романа. Мышкин в исполнении Дмитрия Греченюка – неузнанный «князь Христос», Рогожин Владимира Рочева – разрывающийся от страстей, несчастная душа и убийца, Настасья Филипповна, которую играет Елена Аксеновская, - святая грешница, гибнущая за красоту.
В спектакле, как и в романе, много библейских отсылок – прямых и косвенных; много деталей, которые не всегда можно сразу заметить. Например, портрет Настасьи Филипповны – это репродукция фаюмского женского погребального портрета. Он похож на икону, и эту икону бросают об пол, бьют по ней камнем, рогожинская свита на спор топором рубит на ней пальцы. Деньги, вокруг которых в «Идиоте» много разговоров, - бараньи кости, разлетающиеся по наклонной плоскости горы, а сто тысяч, брошенные Настасьей Филипповной в камин – два лошадиных черепа. Княгиня Белоконская, второстепенный персонаж, в исполнении Галины Миковой выходит в образе дожившей до наших дней Мэрилин Монро с топором в руках и произносит монолог Лизы Хохлаковой из «Братьев Карамазовых» про ананасный компот, - и отвечающий ей Мышкин уже отчасти становится Алешей Карамазовым.
«Идиот» стал большой работой для всех занятых в нем актеров, независимо от величины роли или продолжительности сказанного текста. Сестры Епанчины – Кристина Чернева, Алена Доронина, Мария Шучалина, их мать Елизавета Прокофьевна – Светлана Малькова, генерал Епанчин – Игорь Янков, Ганя – Илья Кеслер, Тоцкий – Александр Кузнецов, Варя – Татьяна Михайлова, Фердыщенко – Константин Карманов, Ипполит – Евгений Чисталев и Коля – Илья Кустышев, - как важные детали огромного механизма, каждый на своем месте, создают космос спектакля.