В Театре оперы и балета Коми состоялась премьера «Пиковой дамы» на музыку Петра Чайковского. Знаменитая опера в интерпретации сыктывкарской труппы – абсолютно классическая, это «мистический Пушкин с оттенком достоевщины и булгаковщины». Но и ее не обошла стороной современность, воплощенная в черно-белой сценографии, «картах»-экранах и костюмах-символах, самым ярким из которых стало платье в черепах. Подробнее о новой постановке республиканского театра – в материале БНК.
Опера «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского с либретто Модеста Чайковского считается вершиной оперной драматургии первого. Идейно она отличается от одноименного произведения Александра Пушкина, но сюжет – погоня за тайной трех выигрышных карт, известной только старой графине – остается прежним.
Впервые «Пиковую даму» в коми опере поставила в 1993 году Ия Бобракова. Новая версия уже за авторством главного режиссера Ильи Можайского. Спектакль обсуждался в театре еще пять лет назад, но реализовать задумку постановщики смогли только сейчас. Попасть на премьеру было сложно: на улице перед театром растянулась большая очередь. Причин может быть несколько – как интерес к опере, так и затяжная проверка QR-кодов на входе. Зал был полон, именно цифровая справка позволила снять часть ограничений по допуску к сцене.
Еще перед открытием сезона зрителю обещали «Пиковую даму» «в жанре хоррор или триллер». Напряжение и тревожную атмосферу в зале создавала в первую очередь музыка, но удачно ее дополняла сценография. Художник Мария Смолко (Москва) выбрала для спектакля черно-белую гамму с вкраплениями красного. Большинство артистов, в том числе Графиня (Галина Петрова) и Герман (ведущий солист Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Николай Ерохин), были в черном. Предмет одержимости главного героя – «святая» Лиза (солистка Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Ольга Георгиева), спасшая его душу – вся в белом. Распределение цветов, по словам Ильи Можайского, подчеркивает необходимость выбора между добром (любовью) и злом (азартными играми), жизнью и смертью. Примечательно, что олицетворяющая второе Графиня в одной из сцен появляется в платье с черепами и жезлом, увенчанными человеческой головой. Красный – для дьявольщины, то есть казино, где обезумевший Герман погибает в окружении игроков в кровавых масках с рогами.
Мрачная атмосфера вылилась в зрительный зал, не обошлось без конфликта. От фотокорреспондента БНК в грубой форме во время съемки и выполнения рабочих обязанностей потребовали покинуть зал, потому что он, по мнению представителя театра, зашел не с той двери, слишком близко к сцене. Ситуацию удалось разрешить, но это повлияло на восприятие спектакля.
Возвращаясь к сценографии, идею трех выигрышных карт – тройки, семерки, туза – воплощают не только музыкально, но и технически. Сцену окружают три парящих экрана: одновременно это мультимедийные декорации и сами карты, за которыми охотится Герман.
- Наша задача – сделать мультимедиа очень культурным. Потому что можно было наворотить безвкусицы. Но мы хотели, чтобы это было очень интересно и динамично. К тому же мы освободили сцену, она у нас не очень простая. Нам хотелось минимализма, как в драматическом театре. Буквально один стул, несколько черно-белых стоек. Тогда все сосредотачивается на актере, - рассказал БНК Илья Можайский.
Воплотивший Германа Николай Ерохин проходит путь от несчастного и «как демон Ада мрачного» человека к полному безумцу. Многие исполнители этой роли отмечали, что эмоциональное напряжение из-за психоза героя может довести их, но московский тенор, играющий сходящему с ума беднягу уже шесть лет, оставался на протяжении спектакля самим собой, пояснил он в разговоре с БНК:
- Он [Герман] у меня не безумен изначально. Поэтому я не сумасшедший. А с абсолютно математическим складом ума, как у Пушкина.
Но ни обещанный хоррор, ни триллер зритель не получил. По словам музыкального критика газеты «Культура» Александра Матусевича (Москва) «Пиковая дама» получилась у коми оперы классической, это «мистический Пушкин с оттенком достоевщины, от которого веет булгаковщиной». Если первый – это сама основа постановки, второй воплощается в концентрированной мрачности, идеях игры и прощения, а третий – в дьявольских мотивах.
- Спектакль как театральное высказывание, конечно, получился. Есть идея, есть развитие – выстроено по драматургии. Смотреть интересно – по нарастающей, а это очень много. Если в начале были вопросы, то ответы ты получаешь. По ходу действия спектакля становится все интереснее, - отметил Александр Матусевич. По его мнению, «Пиковая дама» - «очень амбициозная заявка на вырост театра».
Сам Илья Можайский не отрицает, что намерено включил отсылки к Федору Достоевскому и Михаилу Булгакову. Но для него это мистическая история:
- Я считаю, что получилась своеобразная мистическая история, которая где-то трогает, где-то хватает. Делать только ужастики мне не хотелось, мне хотелось чисто человеческую историю.
16+
БНК