Паровозик, который смог: в Калининграде запускают ретропоезд для туристов (фото)

09.05.2021 16:09 1

Первый в истории региона туристический паровоз отправился в презентационный рейс 8 мая. Маршрут — Калининград-Советск-Калининград, на борту — представители министерства по культуре и туризму, РЖД, туроператоры, журналисты и блогеры. «Новый Калининград» оказался в числе первых пассажиров и теперь рассказывает, когда паровоз запустят для туристов, куда он поедет и сколько это будет стоить.

Протяжный гудок, клубы пара, ускоряющийся стук колёс — паровоз ЭР 791-94 трогается с Южного вокзала и берёт курс на Советск. На железнодорожных перегонах люди останавливают машины прямо на трассе и выскакивают из них с телефонами, на станциях — приветственно машут паровозу. Он прибыл в Калининград из Санкт-Петербурга в конце апреля и потребовалось время, чтобы встроить локомотив 1951 года в современную железнодорожную сеть — инфраструктуру для заправки паровозов водой и углем ещё в советское время демонтировали за ненадобностью. В годы войны паровозы серии «Эр» работали на прифронтовых и фронтовых линиях, после выполняли грузопассажирские перевозки вплоть до 1986 года, а теперь ЭР 791-94 будет возить туристов на восток Калининградской области.

Тестовым маршрутом стал Калининград-Советск-Калининград с остановкой на обслуживание в Полесске. Легко менять направления не получится — паровоз умеет только тянуть вагоны (толкать кроме прочего небезопасно для пассажиров), поэтому локомотиву нужна техническая возможность для разворота, а её даёт далеко не каждая станция. Со всеми заправками или, как говорят железнодорожники, экипировками ЭР 791-94 доезжает до Советска за три часа. Сначала за окном проносятся до отвращения замусоренные калининградские полосы отвода, но вскоре пейзаж, к счастью, меняется: поля, заболоченные леса, посёлки разной степени ухоженности, берёзовые рощи. А ещё коровы, козы, лошади, а иногда и косули (мы насчитали трёх). «Это хороший шанс посмотреть восток области под необычным ракурсом — не из окна автомобиля, а из окна поезда. Мы видим совершенно другие картины, такая пастораль, которая из машины не так явно видна, — говорит министр по культуре и туризму Андрей Ермак. — У людей будут свои впечатления, каждый оценит по-своему. Я только недавно ехал из Нижнего Новгорода в Самару на поезде, поверьте, у нас на два порядка круче. И я сейчас не просто говорю такое слово, именно на два порядка круче. Там я просто задёргивал окно».

Туристические поездки на паровозе — не эксклюзивная калининградская история. «РЖД Тур» — дочерняя компания «РЖД» — запустила такие поезда в Москве, Санкт-Петербурге, Тверской, Иркутской и Ярославской областях, хотят организовать несколько составов в Свердловской, но, пожалуй, самый известный в стране паровоз — это «Рускеальский экспресс» в Карелии. Он полностью стилизован под рубеж XIX-XX веков: от костюмов машинистов и проводников до шторок в купе и фортепиано в вагоне-ресторане. Калининградский франкенштейн сцеплен из семидесятилетнего локомотива и современных вагонов, но это обещают исправить. «Понятно, что мы хотим сделать эти два вагона стилизованными под конец XIX века — начало XX века, сделать более атмосферную внутреннюю историю, и это не может стоить, грубо говоря, тысячу рублей. Тысяча рублей — это просто перевозка. Здесь вы продаёте ситуацию, впечатление, поэтому важно, чтобы была соответствующая еда, атмосфера», — считает Андрей Ермак.

Мнения туроператоров относительно цен на будущие паровозные туры расходятся. Аренда состава с двумя вагонами по маршруту Калининград-Советск-Калининград стоит около 126 тысяч рублей. И есть серьёзная проблема в том, что «РЖД» может продавать только билеты с местами, то есть в плацкарт, купе или сидячие вагоны, а комфортный для туристических поездок вагон-ресторан разрешено пускать только в дополнение. То есть для того, чтобы взять вагон-ресторан, туроператоры всё равно будут вынуждены арендовать ещё и плацкарт (по крайней мере именно в такой комплектации ретропоезд представлен сегодня). При этом раскладе на борт можно взять 40 пассажиров. Делим 126 тысяч на 40 и получаем стоимость в 3150 рублей на человека. И это без наценки за организационную суету. Есть и другой вариант — присоединять к локомотиву только сидячие вагоны. Не так антуражно, зато более экономно.

«Если делать [поездки на паровозе] в простом исполнении, это не самые большие деньги, но я считаю, эти продукты должны быть в каком-то красивом люксовом исполнении», — говорит директор компании «Балтма Турс» Михаил Друтман. Презентационный рейс министерство по культуре и туризму попыталось приблизить пусть не к люксовому, но пристойному путешествию с локальной закуской в поезде (подавали, например, смореброд с балтийскими шпротами и луковым вареньем и фермерский сыр с томатами и песто из местной черемши), поездкой на экскурсионном автобусе в Неман и замок Рагнит, незамысловатым обедом в ресторане Deutsches Haus, и прогулкой по Советску в сопровождении гида. Всё это обошлось в 190 тысяч рублей для 40 человек. По мнению Михаила Друтмана, с туроператорской наценкой такая поездка будет стоить около 6 тысяч рублей.

«Я думаю, что 6 тысяч — это непродажная цена, — рассуждает председатель Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Светлана Слепенок. — Представьте себе, семья из четырёх человек за 24 тысячи, это недельное путешествие в Турцию. Надо сейчас хорошо просчитать, пойти по цене, которая была бы нормальной для людей. Я считаю, что это 2-2,5 тысячи рублей». По словам Слепенок, в эту сумму могла бы войти не только поездка на паровозе, но и экскурсия по Советску и Полесску, если «РЖД» даст там поезду постоять. Руководитель туристической компании «Цвет» Илья Пилецкий считает, что адекватная цена для маршрута до Советска и обратно — это 3-4 тысячи рублей, но собирать пассажиров туроператоры должны вместе, как это делается с чартерными авиарейсами.

Маршрут Калининград-Советск-Калининград Илья Пилецкий не считает самым перспективным. На его взгляд, куда удачнее направление Советск-Черняховск. В этом случае ретропоезд бы стал «инстаграмной точкой притяжения», и люди бы приезжали в эти города, чтобы проехаться на нём, а заодно оставить там деньги — в кафе, музеях, гостиницах, на экскурсиях, а туроператоры могли бы сочинить автобусно-паровозные маршруты по востоку области. Например, Калининград-Советск-Черняховск-Железнодорожный с кучей городков и посёлков по пути. «Это был бы офигенный трёхдневный маршрут для приезжих, тогда они смогли бы изучить область, прокатиться на прикольном поезде, увидеть все эти места и при этом у них бы ничего не повторялось. Это идеальная картинка, которую мы могли бы достичь через года через четыре, ну пять. Более того, в этой интеграции зарабатывали бы все — и РЖД, и туроператоры, и города», — говорит Илья Пилецкий.

С необходимость закольцевания маршрута согласен и Михаил Друтман. «Три часа туда [До Советска] и три часа обратно — это тяжело, надо чем-то занимать людей, нужен продукт. Я бы это делал с выходами, экскурсиями. Идеально делать закольцованный маршрут, но в Черняховске есть проблемы с разворотом паровоза. Идеально делать маршрут, например, Черняховск, Советск и через Полесск вернуться», — считает глава «Балтма Турс». Андрей Ермак мечтает протянуть паровозный маршрут до Краснолесья и моста в Токаревке, и если вдруг региональные туроператоры не договорятся с «РЖД», то готов продавать путешествия на ретропоезде через Информационный центр туризма. Принцип такой: объявляется поездка, продаются места в розницу, и если их раскупают, то туристический центр арендует паровоз. Впрочем, региональные туроператоры уже обещают организовать первые туры на паровозе в начале июня.

«Ну и пиком должна быть поездка в Роминту. У „РЖД“ в инвестиционных планах есть ремонт этого направления, формирование красивого перрона, но они должны понимать, что это востребовано, именно поэтому мы рассчитываем, что турбизнес возьмётся, не даст этому направлению умереть, РЖД в нём не разочаруется и будет наращивать свою инвестиционную программу, — говорит Андрей Ермак. — Я уверен, что Роминта — это супермаршрут. И к тому времени [запустят] мы рассчитываем, что границы будут открыты, а тогда цена может быть фактически любой, потому что иностранный турист за маршрут Калининград-Роминта заплатит столько, сколько объявит туроператор. Я уверен ретровагон, сама историчность этого маршрута — это то, что иностранцы очень сильно любят и для них деньги в 6-7 тысяч рублей за однодневную поездку — это ни о чем на самом деле. У россиян тоже очень хорошие сейчас бюджеты. У них средний чек растет от года к году. В прошлом году у нас был чек рекордный для российского туриста, в этом году я уверен, будет больше. Они готовы тратить деньги, наша задача — предлагать, где можно их потратить».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Правительство: в регионе сократилась подростковая преступность Пострадавший при пожаре в Гвардейске мужчина умер в машине «скорой» Росгвардия предлагает сделать свои госзакупки секретными К лету все трамваи в Калининграде обещают оборудовать информационными табло Корпоратив в антураже Прованса предлагает банкетный зал «Дача»

Лента публикаций