В понедельник, 4 октября, Московский областной суд, в который перенесли повторное рассмотрение уголовного дела в отношении калининградских медиков, отправил Елену Белую и Элину Сушкевич под стражу. Врачам предстоит пробыть в СИЗО три месяца — до 4 января 2022 года. Накануне в Калининграде прошёл одиночный пикет на площади Победы в их поддержку. Другой реакции на заключение медиков под стражу в регионе не последовало. «Новый Калининград» собрал мнения об итогах первого заседания Мособлсуда в рамках нового процесса по делу.
Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль (высказался в своём «Твиттере»):
— Посадили признанного присяжными невиновной полгода тому назад одного из лучших в Калининграде микропедиатра-реаниматолога Сушкевич, которая начала вновь работать и спасать от смерти новорождённых, в том числе и недоношенных. Слов нет.
Диана Мустафина-Бредихина, юрист Российского общества неонатологов, старший преподаватель РУДН:
— Мне это решение кажется, мягко говоря, странным по нескольким причинам. Первая причина: Элина Сушкевич и Елена Белая уже отсидели значительное количество времени под домашним арестом, что, соответственно, лишало их возможности трудиться, лишало возможности получать заработную плату. То есть фактически они находились без средств к существованию в этот период. Потом, когда они вышли, скажем так, из-под домашнего ареста, они были полностью оправданы судом присяжных.
Суд присяжных на сегодняшний день является одним из институтов гражданского общества, и общество решило, что они невиновны. Но судебная система распорядилась иначе и усмотрела какие-то нарушения. Конечно, то, что им избрали меру пресечения в виде заключения под стражу, на мой взгляд, просто ставит под сомнение в принципе институты гражданского общества.
Кроме того, мы понимаем, что, например, Элина Сушкевич не была готова к такому повороту событий. Она много дежурит в перинатальном центре в городе Калининграде, и сейчас таким решением фактически поставлено под угрозу оказание помощи новорожденным в перинатальном центре Калининграда. Элина Сергеевна мало того что дежурит в своём отделении, она ещё и выезжает в составе реанимационной бригады по всей Калининградской области, что в общем теперь ставит под угрозу оказание помощи не только в конкретной медицинской организации, но и в целом по Калининградской области. Кто заполнит более половины дежурств в месяц, которые взял этот сотрудник?
К тому же, как я поняла, в данной ситуации суд считает, что тем, что Элина останется, условно, на свободе, она продолжит заниматься преступной деятельностью. Получается, что суд поставил знак равенства между преступной деятельностью и медицинской помощью?
По поводу шансов защиты изменить меру пресечения при обжаловании — я уже ни в чём не уверена, потому что после такого изменения меры пресечения я не знаю, чего ждать. Давать какие-то прогнозы в этой ситуации просто невозможно.
Андрей Кропоткин, глава Калининграда, депутат областной думы:
— Безусловно, жаль — всё-таки это медики, люди спасают наше здоровье. Но это решение суда, и комментировать решение суда я не могу. Чисто по-человечески, безусловно, жаль любого человека, который оказывается в такой трудной жизненной ситуации. Я надеюсь, что суд разберётся.
Ольга Грицкевич, бывший главврач регионального перинатального центра:
— Очень неожиданное решение после оправдания судом присяжных в Калининграде. Надеюсь, что справедливость восторжествует. Очень жаль их. Это неожиданно в том числе и для нас, медиков. Я думаю, что такого решения не ожидал никто: ни сами доктора, ни, насколько я понимаю, защита.
Адвокат Элины Сушкевич Камиль Бабасов (мнение предоставлено стороной защиты):
— В деле Элины Сушкевич и Елены Белой сейчас нет никаких оснований избрания им исключительной меры пресечения — заключение под стражу. На судебном заседании в качестве доказательств необходимости взять Элину Сушкевич под стражу были предоставлены скриншоты постов, датированных 2020 годом, из социальной сети «Фейсбук», в которых Элина поблагодарила коллег за поддержку. Суд счёл, что Элина не соблюдала установленный режим меры пресечения в ходе судебного процесса в Калининграде, общаясь с коллегами, и через них оказывала давление на присяжных.
Важно понимать, что калининградский процесс завершён, сейчас начался новый процесс. Наказывать за нарушения в ходе закончившегося процесса — это незаконно. Это уже не первая попытка вменить нашей подзащитной давление на присяжных. После оправдательного решения по делу Сушкевич и Белой по инициативе обвинения в Калининграде были опрошены присяжные. Их опрашивали на предмет взаимодействия с обвиняемыми, но никаких доказательств давления на присяжных получить не удалось. Мы считаем судебное решение незаконным и будем его обжаловать.
Публичной реакции областного минздрава и губернатора Антона Алиханова на заключение калининградских медиков под стражу не последовало. Вопрос «Нового Калининграда» о том, планирует ли глава региона озвучить свою позицию по этому поводу, в пресс-службе правительства оставили без ответа.
Неонатолога регионального перинатального центра Элину Сушкевич и бывшего главврача роддома №4 в Калининграде Елену Белую обвиняют в убийстве новорожденного. Дело медиков длится с ноября 2018 года. В декабре 2020-го Калининградский областной суд вынес оправдательный приговор, основанный на вердикте коллегии присяжных заседателей, однако его обжаловала прокуратура. В мае дело отправили на новое рассмотрение. По ходатайству Генпрокуратуры материалы передали в Московский областной суд.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград