В среду, 26 мая, городское руководство по традиции «отчитывалось перед калининградцами». На самом деле традиционного в мероприятии было мало: оно прошло в закрытом от горожан режиме. В итоге никакого обсуждения не случилось — горсовет, который заслушал доклады, вопросы в подобных случаях задавать давно отвык. Хотя подискутировать было о чем.
За работу в 2020 году отчитывались двое — глава города, он же председатель Совета депутатов Андрей Кропоткин и глава администрации Елена Дятлова. Но поскольку горсовет и администрация прочно слились в экстазе, доклады были похожи друг на друга, как однояйцевые близнецы. Что, конечно, еще раз доказывает «необходимость» прошлогоднего разделения горвластей, которое, конечно, было нужно лишь областному правительству, чтобы окончательно раздавить под собой рудименты муниципальной самостоятельности.
Итак, за год число жителей достигло 491,3 тыс. человек — это примерно на 5,5 тыс. больше, чем годом ранее. Правда, рост обеспечила исключительно миграция. Было введено 764 дома на 10,8 тыс. квартир. Появилось 60 площадок для раздельного сбора отходов, сейчас обустраивают еще 30. Расселили 8 аварийных домов (72 квартиры), однако о том, что из-за резкого роста цен на жилье сейчас эта программа под угрозой срыва — ни слова. Для дошкольников появилось 873 новых места в детсадах — за счет строительства корпусов на Борисовском бульваре и ул. Красной (в этом году должны построить /начать строительство 5 детсадов). Также появилась школа на ул. Артиллерийской (сейчас достраивается на ул. Рассветной). О том, сколько школ не хватает, не говорили.
На дороги и муниципальный транспорт направили около 2 млрд рублей. На 11 дорогах и проездах прошел капремонт (ул. Батальная, Багратиона, Инженерная, Клиническая, Комсомольская, начало ул. Киевской). Отремонтировано 14 тротуаров, 14 дворов для 45 многоэтажек, благоустроены 3 «общественные территории». К последним отнесли ул. Рокоссовского, которую не могут принять до сих пор — но об этом нюансе тоже предпочли промолчать. Говорили о том, что при капремонтах обустраиваются велодорожки (они, правда, в единую сеть пока не складываются).
Бюджет Калининграда составил 17 млрд рублей (с профицитом 800 млн; о нем заявили с гордостью, хотя обычно профицит означает лишь плохое планирование — впрочем, в пандемийный год это меньшее из зол). В текущем году после поправок бюджет достиг уже почти 20 млрд — это самая большая за постсоветское время цифра, столько не было даже во время подготовки к ЧМ-2018. Как напомнил в своем докладе Андрей Кропоткин, после чемпионата было немало критиканов, которые уверяли, что денежный дождь иссякнет, — теперь они посрамлены.
Действительно, половина бюджета — это то, что Калининграду перечислили область и Федерация. Здорово, конечно, но особенности российских межбюджетных отношений таковы, что 80% собираемых в городе налогов уходит «наверх» — в других условиях он вполне мог бы кормить себя сам и не зависеть от милостей вышестоящего «начальства». Об этом тоже, естественно, в отчетах промолчали — упомянули о том, что налогов собрали значительно больше, чем ожидалось.
Однако главным своим достижением в тяжелом 2020 году горвласти считают то, что просто не случилось сбоев: «Город был чистый, коммунальные службы все работали, хотя действительно планировали большой недобро по доходам, что придется что-то срезать», — заявил журналистам Андрей Кропоткин (Елена Дятлова обсудить свой отчет не вышла). Среди негативных итогов года он назвал высокую смертность: умерших оказалось на 1871 человек больше, чем родившихся, и это антирекорд «за весь период, что мы исследовали» (однако миграционный прирост все нивелировал). Аналогичная ситуация сложилась в предпринимательской среде: «К сожалению, некоторые предприятия не смогли выйти победителями из этой гонки с пандемией , многие закрылись. Но сейчас уже вижу, что идет восстановление, открываются новые предприятия, то есть жизнь, она заново родилась. [...] Тяжело было, я со многими общаюсь, прям реально тяжело. Потому что помощь федеральная, она была, безусловно, и правительство Калининградской области помогало, но она была точечная, локальная, и не все смогли справиться с полным объемом проблем, который сложился». Конечно, честнее было бы сказать, что эту помощь многие просто не смогли получить, но хоть что-то.
В своем докладе Андрей Кропоткин упомянул обо всем этом вскользь, Елена Дятлова не говорила о грустном вообще. За бортом оказались практически все городские проблемы: в наших реалиях отчет — исключительно бравурный жанр. Обычно наиболее важные темы поднимали сами горожане: посетить это мероприятие до пандемии мог любой желающий. Теперь же не поступило ни одного вопроса (их нужно было направлять в электронном виде); примечательно, что Андрей Кропоткин связал это с тем, что в коронавирусное время люди заняты более насущным (считай — выживанием). Поэтому получился сеанс самолюбования — без быстрой обратной связи иначе и быть не могло: о части проблем горвласти предпочитают лишний раз не распространяться, очевидно, чтобы не портить свое реноме перед областным руководством, а о некоторых слышали, но это не точно.
Как итог все это выливается не просто в «страшно далеки они от народа», а в отсутствие внятного курса, по которому должен двигаться город, часто граничащее с лукавством. Собираемся реанимировать хотя бы еще один трамвайный маршрут и везти новый трамвай — но по случайному совпадению первая покупка должна случиться перед самыми выборами, что подозрительно напоминает аналогичную историю с польской «Песой», которая так и осталась единственным подобным приобретением времен мэрства Александра Ярошука. Заявляем о том, что будем сохранять брусчатку — но снимаем ее при первом удобном случае (Ул. Багратиона, Киевская, Колхозная, Павлика Морозова).
Во всем остальном о необходимости сохранять историческую среду (а это вообще любой дом довоенной постройки и любой пожарный гидрант тех же времен) на муниципальном уровне не говорится, будто это администрации не касается вовсе. Зато сколько бы ни было мантр про «город-сад» и саженцы — взрослые деревья ежемесячно вырубаются сотнями, а мировую практику подчеркнуто бережного отношения к городской зелени, которую специально вписывают в новые проекты, а в крайнем случае — пересаживают, у нас предпочитают не замечать. Возможно, потому что треть горсовета — застройщики? Стоит ли удивляться, что нет даже намека на дискуссию об облике новых микрорайонов с бесчеловечными многоэтажными коробками (об отсутствии социальной инфраструктуры помолчим) — разве многие отказались бы в их пользу от зеленых кварталов трех-четырехэтажных домов, если бы такой выбор был?
Впрочем, все эти обсуждения и эта стратегия возможны лишь тогда, когда муниципальная власть на деле избирается населением и зависит от него, а не от желаний и настроений того, кто выше по вертикали. Перспективы, соответственно, очевидны — но новости здесь нет.
Текст — Оксана Ошевская, фото — Виталий Невар / Новый Калининград