Поиск виновных в попадании в апреле химикатов в систему магистральных нефтепроводов «Дружба» получил продолжение на новом уровне. Письмо с предложениями о том, как исключить повторение ЧП на трубопроводе, направил премьеру РФ Дмитрию Медведеву бывший канцлер Германии и глава совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер. В нем он раскритиковал инициативы руководителя «Транснефти» Николая Токарева о передаче контроля над приемо-сдаточными пунктами (ПСП) в управление транспортной монополии. Подробности – в материале «sallaty.ru».
Тема ответственности за управление пунктами учета по приему нефти не утихала последние несколько месяцев после того, как загрязненная посторонними примесями нефть начала поступать на зарубежные НПЗ, традиционно работающие на российском сырье. Ущерб был нанесен не только финансовый, но и репутационный. Участники отечественного нефтяного рынка начали предлагать свои инициативы, как сделать так, чтобы в систему стратегических магистральных нефтепроводов больше невозможно было влить ничего постороннего. Однако вскоре выяснилось, что нефтедобывающие компании и отвечающая за транспортировку сырья «Транснефть» по-разному смотрят на эту проблему.
В середине августа Николай Токарев на встрече с Дмитрием Медведевым пожаловался, что определением качества на узлах приема нефти в регионах занимаются «разномастные структуры». «Каждая из них работает по собственной методике, с собственными реагентами, с собственным оборудованием. Результаты у этих лабораторий часто расходятся и нет единой шкалы оценки их работы», – сказал тогда глава «Транснефти» на встрече с премьером. Премьер поручил изучить предложения «Транснефти».
Однако если суть предложения была ясна, то подробности в госкомпании комментировали очень скупо. В настоящее время в системе нефтепроводов задействованы 237 пунктов сдачи и приема нефти, из них «Транснефти» принадлежат 85. Остальные 152 находятся в управлении нефтяных компаний и других структур. Транспортная монополия предложила забрать в операционное управление все не принадлежащие ей узлы. Для этого нынешним владельцам пунктов приема нефти предлагается заключать со структурами госмонополии договоры об оказании операторских услуг. Предполагается, что передача ей в пользование ПСП поможет «централизованно обслуживать и эксплуатировать» данные объекты. Однако отраслевые аналитики отметили, что представители Транснефти и так осуществляют контроль качества на всех ПСП, следовательно речь идёт о стремлении монополизировать функцию контроля качества и окончательно вычеркнуть из этого процесса нефтяников и независимых профессиональных оценщиков (сюрвееров). Как иронизируют блогеры, согласиться на предложение Транснефти– это все равно что поставить лисицу обеспечивать охрану курятника, на том лишь основании, что в курятнике систематически пропадают куры.
Неудивительно, что инициатива «Транснефти» была встречена как европейскими потребителями, так и российскими нефтедобывающими компаниями прохладно. Свое отношение к предложениям «Транснефти» высказал бывший канцлер ФРГ, глава Совета директоров «Роснефти» Герхард Шредер, направивший Дмитрию Медведево письмо, в котором изложил свое видение ситуации с контролем за поступающей в трубопроводы нефтью. Согласно содержанию письма, которое цитируют «Ведомости», экс-канцлер Германии напомнил, что «доверие к качеству российской нефти было подорвано» из-за апрельского ЧП. Ведь апрельское ЧП затронуло и интересы европейских потребителей: претензии к качеству российской нефти предъявляли контрагенты из Германии, Польши, Чехии и Словакии.
Чтобы восстановить имидж России как надежного поставщика качественных энергоресурсов, в нефтяной отрасли должны быть установлены четкие и прозрачные правила контроля качества сырья, Шредер предложил внедрить ежедневную проверку пунктов контроля независимыми оценщиками. Кроме того, он предложил ужесточить требования к содержанию хлоридов и серы в магистральных нефтепроводах с нынешних 6 ppm до уровня 1 ppm. Далее Шредер напомнил, что передача узлов приема нефти под контроль госмонополии не спасет ситуацию и не гарантирует невозможность повторения подобного аврала в будущем. «В результате совместных действий работников «Транснефти» и третьих лиц», система мониторинга транспортной монополии не смогла вовремя распознать загрязнение, отметил Шредер, добавив, что передача узлов под контроль «Транснефти» приведет к росту расходов нефтяных компаний.
По мнению аналитика АКРА Василия Тануркова, институт сюрвейеров действительно может защитить репутацию сырья: это, по сути, независимая лаборатория – арбитр в спорах между поставщиком и потребителем, которые согласились признавать оценки сюрвейера. Кто платит за их услуги, зависит от этих договоренностей, сумма обычно крайне незначительна в сравнении с суммой контракта, отметил аналитик. С коллегой соглашается и старший аналитик «БКС-Премьер» Сергей Суверов, который обратил внимание, что привлечение сюрвееров не только обойдется отрасли дешевле, но и внесет гораздо более весомый вклад в восстановление имиджа российских поставщиков.
«Доверие к «Транснефти» у европейских потребителей уже подорвано. Еще большее усиление контроля над нефтяными потоками со стороны этой компании, скорее всего, будет негативно воспринято рынком. Потребители скорее оценят появление независимых инспекторских компаний, давно работающих на рынке и хорошо себя зарекомендовавших», – сказал эксперт.
В «Роснефти» не стали комментировать служебную переписку, но обратили внимание, что на принадлежащих компании узлах ПСП уже внедрена практика дополнительного контроля качества сдаваемой в систему нефти. В компании также отметили, что используют общепринятую мировую практику, заключив договоры с международно-признанными независимыми инспекторскими организациями, которую предлагается «повсеместно внедрить и в России. Это не только повысит прозрачность и усилит контроль за качеством сырья в трубопроводной системе, но и продемонстрирует рынку, что в России действует абсолютно прозрачный и понятный инструмент контроля», отметили в «Роснефти». В компании добавили, что подобное новаторство критически важно в нынешней ситуации, когда «российским поставщикам нанесен огромный репутационный ущерб, и доверие к качеству российской нефти у европейских потребителей подорвано». Таким образом, в письме Шредера говорится о необходимости контроля со стороны независимых структур, чему противятся в «Транснефти».
Источник на нефтяном рынке рассказал, что предложения транспортной монополии являются навязыванием игрокам нерыночных услуг вместо создания прозрачного механизма. «Тотальный контроль за качеством нефти получает одна компания, которая уже не смогла обеспечить сохранность качества сырья. Это дополнительный источник необоснованных доходов для «Транснефти», которая уже и так имеет доступ ко всем узлам учета»,– отметил он. По его словам, новый техрегламент, который вступил в силу в июле этого года, уже обязывает добывающие компании проверять нефть на соответствие ГОСТу, поэтому реализация предложений «Транснефти» повлечет за собой лишние затраты для нефтяников.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев назвал инициативу транспортной монополии двойным налогообложением. По его словам, нефтяникам придется «платить дважды за одну и ту же работу: первый раз – за проверку нефти на соответствие техрегламенту, второй – при сдаче той же нефти в трубу». Танкаев добавил, что дополнительными затратами нефтяникам грозит собственная инициатива «Транснефти» по унификации ПСП. В случае ее внедрения, станции, скорее всего, придется переоборудовать по единому образцу и в соответствии с требованиями «Транснефти».«Качество нефти надо контролировать на протяжении всего маршрута, а не только в месте ее поступления в систему», – сказал эксперт.
Другой источник добавил, что «если уж повышать контроль и прозрачность, то над процессом в целом: компании должны понимать, как «Транснефть» формирует потоки, как она контролирует качество нефти в трубе, как ее чистит, какими реагентами, ведь это тоже влияет на качество. Сейчас вся эта информация закрыта».
Скептическое отношение к инициативам транспортной монополии заключается еще и в том, что первыми о появлении хлорированной нефти 19 апреля заявила белорусская сторона: представители «Белнефтехима» сообщили, что из-за некачественной нефти вышла из строя часть оборудования на принадлежащем концерну Мозырском НПЗ. И это при том, что от фактического начала нефтепровода «Дружба» в Самарской области до белорусского предприятия расстояние в 1792 км, 24 нефтеперекачивающие станции, включая четыре головные производственно-диспетчерские станции. Работники этих станций получают и смешивают между собой разные потоки нефти, подводя ее к допустимым товарным значениям и готовя к сдаче потребителям.
Впрочем, нефть, поступающая от компаний, поступает в систему «Транснефти» не сразу. Сначала она перекачивается в емкости-хранилища, каждая из которых оснащена специальным пунктом измерения и контроля качества нефти. Здесь качество каждой партии нефти контролируются пробами, затем выдается паспорт качества нефти. Отбор и анализ проб производится компанией «Транснефть»– эта услуга включена в стандартный договор на транспортировку нефти. На месте слива нефти также встроены датчики контроля расхода и плотности сырья. В случае несоответствия ГОСТу, слив автоматически перекрывается. Ничего подобного на российском участке «Дружбы» до сигнала из Белоруссии не произошло, что наводит на мысль, что либо ни одна из диспетчерских станций не зафиксировала критический объем посторонних примесей в трубе, либо об этом до сих пор умалчивают.
Виновной признали компанию ООО «Нефтеперевалка», представители которой по версии следствия и занимались сливом некондиционной нефти. Однако двое сотрудников этой компании, которые ныне находятся в статусе обвиняемых, заявляли, что грязная нефть без ведома работников «Транснефти» попасть в «Дружбу» никак не могла, поскольку сначала она поступает на линейную станцию «Лопатино», принадлежащую структуре госкомпании. И уже оттуда поступает в магистральный нефтепровод.
По этой причине монополизация процесса определения качества сдаваемой нефти, предложенная «Транснефтью», не устроила нефтедобывающие компании. Эксперты сомневаются в разумности исключения из этой схемы независимых специалистов, на привлечении которых настаивают нефтяники. Более того, собеседник «sallaty.ru» ставит под сомнение, что узел приема нефти в Самарской области был единственным источником загрязнения сырья и находился именно в этом поволжском регионе.
При обсуждении инициативы«Транснефти» транспортному монополисту могут припомнить многое: от потерь значительных объемов нефти при ее транспортировке до потерь имиджевых, измерить которые значительно сложнее.