САЛЕХАРД, 17 июля, sallaty.ru. Комитет Госдумы по транспорту рекомендовал принять во втором чтении поправки к закону «Об автодорогах и дорожной деятельности». Документ разрешает строить в условиях Крайнего Севера платные дороги без альтернатив и взимать плату за проезд по таким дорогам. Важная оговорка: россияне в этом случае продолжат ездить по дорогам и сооружениям бесплатно. Платить будет только бизнес – под действие закона попадут большегрузы. И то не все – депутаты предлагают исключить кареты «скорой помощи», автобусы, и даже в принципе весь транспорт грузоподъемностью до 3,5 тонн. Редакция «sallaty.ru» изучила законопроект – и спешит успокоить жителей Крайнего Севера. Что на самом деле собираются принять депутаты – читайте в нашем материале.
Законопроект «О возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда» в начале года наделал немало шума. Инициатива, предложенная Минтрансом РФ, напугала россиян – неужели теперь все дороги в северных регионах будут платными?
Позднее выяснилось, что проезд для всех физлиц по новому законопроекту останется бесплатным. К поздней редакции парламентарии добавили к этому списку мотоциклы – и прорабатывают еще больше исключений. Депутаты предлагают не брать плату с машин «скорой помощи», транспорта, который везет жизненно важные товары, автобусы (в том числе – для маломобильных граждан), и транспорт массой до 3,5 тонн.
Кто же тогда должен платить? Методом исключения остаются большегрузы – как правило, в регионах Крайнего Севера это транспорт, который перевозит крупногабаритные грузы по заказу компаний. И опять же, в условиях Крайнего Севера чаще всего это – техника, трубы, аппаратура. Все, что так часто нужно добывающим и строительным компаниям.
Замысел прост. Дело в том, что на Крайнем Севере с автодорогами большие проблемы. Строить их очень дорого. Но одновременно – они очень нужны людям. Жителям Ямала или Магаданской области зачастую непросто добраться даже из поселка в ближайший крупный город. Часто дороги строят крупные компании – к примеру, «Газпром». Но эти дороги считаются корпоративными, на них действует пропускной режим, и рядовым жителям они не доступны.
Власти регионов теоретически могут привлечь частных инвесторов, которые оплатят строительство дорог и мостов. Но любой частный инвестор должен потом вернуть себе эти деньги. В случае с автодорогами вопрос решается просто – ее делают платной. Такой опыт уже есть в Московской и Ленинградской областях, и в ряде других регионов Центральной части России. Беда в том, что для регионов Крайнего Севера (и приравненных к ним) такие условия не подходят – слишком мало людей, слишком большие расстояния и слишком высокие цены на строительство.
Выход нашел губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Глава Ямала уже зарекомендовал себя как опытный финансист. В случае с частными инвестициями он предложил бизнесу… зарабатывать на бизнесе. Вкладывать деньги в мосты и дороги на Крайнем Севере – и взимать плату только с того транспорта, который работает в интересах местных крупных компаний. При этом все физлица бесплатно ездят по дорогам, которые построены на таких условиях.
В свою очередь, депутаты Госдумы уточнили и конкретизировали законопроект. Как пишет «Парламентская газета», они предлагают разрешить инвесторам строить платные дороги без альтернатив (сейчас по закону альтернатива нужна). Но закон коснется только тех дорог, которые построил или построит частный инвестор. При этом бесплатно будут ездить не только рядовые жители – владельцы легкового транспорта. Исключается и любая нагрузка на социальный транспорт.
На Ямале такой законопроект позволит построить долгожданный объект – мост через Пур. Река находится на Крайнем Севере. И жители расположенных неподалеку населенных пунктов Коротчаево и Уренгой каждый день преодолевают 1 км воды по понтонной переправе. После вступления законопроекта в силу жители смогут преодолевать преграду за считанные минуты с комфортом. Компании ТЭК, которые добывают в близлежащих районах углеводороды, тоже не останутся внакладе – они смогут круглогодично быстро доставлять необходимые грузы. Таким образом, все стороны останутся «в плюсе».
Возможно, передовой финансовый опыт положит позитивное начало в сфере государственно-частного партнерства для строительства автодорог в России. Сейчас этот опыт не слишком широко используется. На долю регионов Крайнего Севера приходится аж 70% территории России. Но во всей России только 1,1 тыс. км дорог построены платно – из них наибольшая часть располагается в европейской части страны. И под новый законопроект не попадает.