За год «вторичка» на автомобильном рынке России добавила к цене 4 процента, и тенденция к росту стоимости подержанных машин продолжается.
Рост цен, захлестнувший рынок новых автомобилей, не смог обойти стороной и «вторичку». Так, по состоянию на май 2019-го средняя стоимость подержанной машины достигла 635 тыс. рублей. Это на 4% больше по сравнению с показателем годичной давности, приводит «Российская газета» данные агентства «Автостат».
При этом сильнее всего подорожали «бэушки» массовых брендов - на 7,2% до 485,1 тыс. рублей, тогда как ценники на подержанные машины премиум-класса увеличились на 4,5% - до 1 млн 316 тыс. рублей. Стоит отметить, что удорожание автомобилей с пробегом происходит несмотря на то, что, в отличие от рынка новых машин, их стоимость не зависит ни от валютных курсов, ни от повышения налогов и сборов. Во многом рост цен на «вторичке» связан с выходом на рынок более дорогих автомобилей возрастом до 5 лет, ведь с конца 2014 года цены на новые машины постоянно росли.
По мнению директора департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимира Желобова, подержанные машины будут дорожать и в дальнейшем. Этому будет способствовать продолжающийся рост цен на первичном авторынке, а также увеличение спроса на машины с пробегом. Наибольшее удорожание будет наблюдаться в сегменте 2-4 летних автомобилей, независимо от ценового сегмента.
Однако сегодня спрос падает не только на новые машины, но и на подержанные. Так, в мае их продажи снизились на 12% до 428 тыс. единиц, согласно данным «Автостата». Из-за майского падения вторичный авторынок ушел «в минус» и по итогам пяти месяцев. С начала года было реализовано 2 млн 470 тыс. автомобилей с пробегом - на 1% меньше, чем в январе-мае 2018-го.
В целом же базовый прогноз «Автостата» предполагает, что за весь 2019 год продажи «бэушек» окажутся чуть больше, чем в прошлом году, - 5,47 млн машин (+1%). В следующие несколько лет рынок автомобилей с пробегом будет прибавлять еще по 2%, достигнув 5,57 млн штук в 2020 году и 5,7 млн единиц в 2021-м. Отчасти этому будет способствовать отток покупателей с рынка новых машин, которые все чаще становятся россиянам не по карману.
Как считают эксперты, снижение спроса на «вторичке» возможно только при двух условиях: либо доходы населения вырастут в два раза, либо стоимость новых машин снизится до уровня приближенного к б/у.
Показательно, что в то время как продажи наиболее массовых подержанных машин снижаются, спрос на модели с пробегом, которые являются бестселлерами первичного авторынка, активно растет. Так, за пять месяцев текущего года Hyundai Solaris показал рост реализации на 9% до 38,5 тыс. экземпляров, в результате чего впервые вошел в тройку самых продаваемых иномарок на вторичном рынке.
Также набирают обороты продажи подержанных Kia Rio - в январе-мае 2019-го они увеличились на 15% до 35,9 тыс. автомобилей.
В числе лидеров по росту спроса на «вторичке» оказались и недавние новинки отечественного автопрома. К примеру, седан Lada Granta с пробегом выбрали 31 тыс. покупателей - на 12% больше, чем годом ранее. А более «свежая» Lada Vesta показала почти двукратный рост реализации. Таким образом эти модели медленно, но верно улучшают свои позиции в рейтинге подержанных бестселлеров, хотя до лидеров вторичного рынка им еще очень далеко.
Расстановка сил на «вторичке» меняется, прежде всего, в зависимости от динамики автопарка: чем больше в стране машин определенных моделей, тем чаще их перепродают.
В подавляющем большинстве российских регионов лидерами продаж являются модели Lada. Однако чем ближе к столицам, тем разнообразнее спрос, и в рейтинге появляются иномарки. Чем выше покупательская способность, тем больше шансов, что Kia Rio, Hyundai Solaris или Volkswagen Polo станут ближе к первой строчке в рейтинге продаж.
Между тем, сегодня самой популярно иномаркой с пробегом остается Ford Focus, чьи продажи за пять месяцев 2019-го составили 50,2 тыс. единиц (-2%). В результате эта модель уже вплотную приблизилась к лидеру вторичного авторынка - Lada 114, которая за тот же период разошлась в количестве 53,3 тыс. экземпляров (-8%). Учитывая, что семейство Lada Samara уже пять лет как не производится, Focus вполне сможет выйти на первое место в рейтинге продаж. Однако его лидерство, скорее всего, будет недолгим, ведь с прекращением реализации новых «Фокусов» парк этой модели также перестанет пополняться. И со временем в борьбу за пальму первенства вступят уже те модели, которые сегодня пользуются наибольшим спросом на первичном рынке.