На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Нижегородской области до 2025 года планируется направить 52,6 млрд рублей. В регионе собираются отремонтировать 4,9 тыс. километров региональных и межмуниципальных дорог и дорог нижегородской и дзержинской агломераций. Однако распределение средств между муниципалитетами, равно как и принципы формирования лотов, вызвало замечания у депутатов областного парламента. Подробнее – в материале «sallaty.ru».
На заседании профильного комитета депутатам законодательного собрания Нижегородской области представили план реализации в регионе национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Региональный проект рассчитан на шесть лет – с 2019 по 2024 год включительно, бюджет проекта оценивается в 52,6 млрд рублей.
Как рассказал заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Андрей Ермолаев, программа охватывает все муниципальные образования региона. Общая протяженность сети дорог Нижегородской области составляет 32,4 тыс. км. Долю автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, к 2024 году планируется увеличить с 29,9 % (на 1 января 2019 года) до не менее чем до 38,2 %, в нижегородской и дзержинской агломерациях – до 85 %.
В план ремонта включены дороги с наибольшей интенсивностью движения и наличием автобусного сообщения. Всего, по словам Ермолаева, к 2024 году в рамках проекта будут отремонтированы 4 тыс. 651 км дорог регионального и межмуниципального значения и 302 км автодорог местного значения нижегородской и дзержинской агломераций. Как отмечается на сайте нижегородского минтранса, достижение целевых показателей планируется за счет доведения доли поступления акцизов на нефтепродукты в доход областного бюджета до 100 %.
Финансирование проекта в 2019 году составит 6,7 млрд рублей, из которых 2,8 млрд рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, 3,9 млрд рублей – средства консолидированного бюджета Нижегородской области. Будут увеличены субсидии муниципальным районам и городским округам на ремонт автодорог местного значения с 2,23 млрд рублей в 2018 году до 3,4 млрд рублей в 2019-ом. В 2019 году планируется построить и реконструировать 15 км и отремонтировать 99 км дорог местного значения. Прорабатывается возможность привлечения средств дорожного фонда с применением механизмов инициативного бюджетирования для ремонта дорог местного значения, в том числе в рамках программы поддержки местных инициатив.
Что касается дорог регионального и межмуниципального значения, в этом году запланирован ремонт 689,4 км, а также 50,2 км автодорог местного значения в Нижнем Новгороде и 5,4 км дорог в Дзержинске.
Председателю комитета заксобрания по бюджету и налогам Александру Шаронову был непонятен принцип распределения средств на ремонт между территориями. Вопрос был вызван тем, что в этом году только Ардатов получит на ремонт 550 млн рублей.
Андрей Ермолаев объяснил, что выбор объектов ремонта объясняется результатом обследования и диагностики дорожной сети. «На сегодняшний момент не так много у нас дорог регионального и межмуниципального значения продиагностировано. Тем не менее, такие данные есть. В прошлом году выполнялась диагностика 2 тысяч километров дорог, – рассказал замминистра. – Что касается Ардатовского района, на протяжении последних лет состояние сети дорог было одним из худших в Нижегородской области. Второй момент – близость Ардатовского района к решению вопросов саровско-дивеевского кластера. Маршруты движения этого кластера проходят, в том числе, по Ардатовскому району».
«Сначала вы говорите про качество, потом вы говорите про какую-то логику, а затем начинаете сваливаться на саровский кластер, – удивился Александр Шаронов. – Реально 550 миллионов идут на один район, Тоншаево – 360 миллионов, а в большинстве других районов – по 20 и меньше. В Богородске – 245 (миллионов), в Большеболдинском – 33 (миллиона). Ну разброс ведь на порядки!»
Ермолаев подтвердил, что по годам возможна неравномерность между муниципалитетами, но за весь период реализации проекта практически по всем муниципальным районам и городским округам соотношение километров ремонта и сети дорог будет примерно одинаковое – 34,2 %, исключение составят дороги нижегородской и дзержинской агломераций и дороги кластера Арзамас – Дивеево – Саров.
Вопрос Шаронова поддержал заместитель председателя заксобрания Александр Табачников: «Вы сконцентрировались на том, что где вы обследовали, там и будем ремонтировать. Мы, к сожалению, не все обследовали – но это ваша проблема. Но первый раз на последние семь лет возникает ситуация, когда торги проведены, а депутаты вообще не слышали о том, какое распределение денег дорожного фонда по муниципальным образованиям. Всегда доклад дорожного фонда предвосхищал как минимум принятие бюджета, а вы нам докладываете постфактум. То, что вы нам объясняете, не объяснение».
Отдельно участники заседания остановились на принципах формирования лотов дорожного ремонта. Так, по словам Андрея Ермолаева, автодороги объединяются в один лот по географическому признаку. Еще одним критерием является близость расположения заводов по производству асфальто-бетонных смесей к объектам ремонтов. Укрупнять лоты рекомендует Росавтодор – для выполнения положений майского указа президента и в соответствии с методическими рекомендациями по контрактам жизненного цикла, сказал замминистра.
Однако в Нижегородской области контракты полного цикла пока заключаться не будут. Как пояснили «sallaty.ru» в областном минтрансе, для заключения контрактов жизненного цикла на одновременные ремонт и содержание дорог требуется внесение этого случая в постановление правительства РФ от 28.11.2013 № 1087, а также в федеральный Закон о контрактной системе в сфере закупок.
Недоумение Александра Табачникова вызвали принципы укрупнения лотов на ремонт региональных и межмуниципальных дорог, к примеру, единые стандарты выполнения работ и их приемки, применение единых технологий и материалов: «А что, есть дороги, у которых есть не единые стандарты? Что, у нас не единые технологии? Единые, они все прописаны». Ермолаев не согласился с депутатом, сказав, что технология будет зависеть от видов работ. Ответ комитету по принципам формирования лотов Табачников назвал «отпиской для людей, которые занимаются музыкой».
Табачников также вступился за предпринимателей. Он выразил опасения за судьбу карьеров, нерудные материалы с которых ранее применялись при приготовлении асфальтно-бетонных смесей для дорог с низкой интенсивностью движения: из-за попытки повсеместного использования ЩМА-8 эти карьеры могут быть просто уничтожены.
Более того, отметил Табачников, 80 % дорожных предприятий – субъекты малого бизнеса, которые платят единый налог на вмененный доход, и они при всем желании не смогут выйти на конкурс или же должны будут доначислить средства в федеральный бюджет. «Если вы зайдете в интернет и наберете «признаки сговора по торгам», то на первом месте будет укрупнение лотов по большим территориям», – предупредил Табачников. По данным нижегородского минтранса, в настоящее время практически заключены госконтракты на 39 % объемов запланированного на 2019 год финансирования.
По итогам обсуждения транспортный комитет решил запросить у правительства региона программу ремонта дорог в разрезе муниципалитетов и объемов работ по годам и предложения по поддержке местных дорожных служб.